«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)



Статьи (О выставках):

"Великий мастер жил рядом" (о творчестве Алексея Жабского)
Александра КОРОЛЁВА
Газета "Правда".№ 45
30.04.2009

В галерее “Арт Прима” открылась "Первая персональная" выставка участника творческого объединения “Романтики реализма”, заслуженного художника России Алексея Александровича Жабского (1933—2008). В экспозицию, развернутую в выставочном зале Союза художников России (ул. Покровка, д.37), вошло более 70 его работ — пейзажи, натюрморты, портреты.

ХУДОЖНИК писал в автобиографии: “Я родился 20 марта 1933 года в Сибири, в деревне Александровка Каргатского района Новосибирской области в рабочей семье. Отец был путевым обходчиком на железной дороге. Семья жила в железнодорожной будке, которая одиноко стояла недалеко от города Каргат. От крыльца будки начиналось поле и тянулось до самого горизонта. Это было удивительное поле: оно состояло из сплошных цветов, трав, бабочек, стрекоз и птиц. Весь мой мир был: железная дорога, будка, поле, лес. Часто я просыпался с отцом на работу, и изредка он брал меня с собой. Мы вместе осматривали его участок.

В начале сорокового года отец решил съездить в далекую столицу. Он намеревался купить в Москве кое-какой товар, чтобы мама могла пошить детям рубахи и платья. А детей в семье было шестеро: мал-мала меньше. Отец привез для всех сладости, разные подарки, ситцу на обновы. Потом торжественно вынул из своего фанерного чемодана новенький красный карандаш и вручил его мне. С этой минуты я с карандашом не расставался, пока не изрисовал его до последней крошки. Мои рисунки появлялись в самых неожиданных местах: на стене, на полу, на белой русской печи. Это были бабочки, лошадки, птички. С тех дней меня не покидало желание рисовать постоянно”.

Алексей Жабский окончил живописно-педагогическое отделение Свердловского художественного училища, затем — МГХИ имени Сурикова. Его творчество хорошо известно художникам и коллекционерам, несмотря на то, что у него не было ни одной прижизненной персональной выставки. Высочайший художественный уровень работ и необычайная личная скромность уже давно сделали его имя легендарным. Небольшие по размеру изящные натюрморты и пейзажи Жабского неизменно привлекали внимание специали-стов и любителей живописи на всех крупных московских и российских художественных выставках, становились объектом пристального изучения.

Какова цель искусства? Для Алексея Жабского главной задачей было попытаться из видимой материальной оболочки как бы вырезать сверхтонкое, невыразимое, неуловимое — дух материи. Когда художнику это удается, можно говорить, что произведение искусства состоялось. Его работы трогают задушевным наивом, очищают душу. Современные художники стремятся быть философами, придумывают какие-то концепты, сочиняют инсталляции. Жабский этого не делал. У него — словно глаза ребенка, а такой незамутненный взгляд на мир открывает зрителю гораздо более широкие горизонты бытия с его невыразимой тайной. Даже войну Жабский пишет в её человеческом, гуманном измерении. Его картины известной серии “Дети войны. 1943 год” при всей простоте и нехитрости сюжета поражают своей силой.

“Камертон, по которому мы должны настраиваться”. “Великий метафизик русской жизни”. Так отзываются об Алексее Жабском коллеги, протягивая к нему нить от первого великого мастера сверхточного изображения — Алексея Гавриловича Венецианова, у которого каждый предмет имеет свой особый знак, скрывающий тайну, поэзию. Наши современники называют Алексея Александровича Жабского великим мастером конца XX — начала XXI века. Недаром именно этот художник стал первым обладателем медали Союза художников имени Александра Иванова “За выдающиеся заслуги в изобразительном искусстве России” (2008 год).


Натюрморт с яблоками, 1992

Натюрморт с рыбой, 2003

Айва, 1992

Розовый вечер, 1988

Цветы и фрукты, 1987