«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)

Вход в личный кабинет


Статьи ( О художниках ):

Письма Аркадия Пластова из сборника "Художник и современность"
02.06.2010

(...) Я прожил долгую жизнь, и жизнь всяческую. И чем дольше живу, тем всё более и более убеждаюсь, что если бы на заре моей юности, как вот сейчас у Вас, я предался какой-то расслабленности, чувству бесперспективности, естественному в иные моменты, по мнению иных, чувству усталости, скуки, вялому раздумью, я бы был давным-давно смят и раздавлен неисчислимым количеством всяких обстоятельств и преград в жизни, без следа, мутной тенью растаял бы в сутолоке этой жизни. (…) Ни одну картину я не написал, не проверив тысячекратно то, что собираюсь написать, что это- правда, и только правда, и только правда, и иного быть не может (...)

Из письма ученице 10-го класса Р.А.Берхеевой (1960-е гг.)

(…) Единственной нашей мыслью должно быть желание, страстное и непрестанное, устроить так свою жизнь, чтобы в тишине и уединении насладиться природой и свободой от городского шума и волнений, предаваться любимому делу без помех и поправок невежественных и бесчестных людей, чтобы быть действительно нужными для жизни простых людей. (…)

(Из письма 16.III -1950 г.)

(...) Алмаз, блистая бриллиантом в перстне, вряд ли имеет право поплевывать на алмаз, находящийся где-нибудь в глубине земли. Чем тот виноват, что его не вытащили на свет божий, не гранили, не вставили в кольцо? Обстановка, жизненные условия - страшная вещь, сынок, и поэтому надо в жизни больше думать о том, как бы оправдать затраченные на нас силу и средства, любовь и внимание, непрестанно ускоряя свой шаг навстречу открывшейся твоему взору правде.

Людей этих, обездоленных и окорначенных жизнью, надо жалеть и помогать по силе возможности что-нибудь понять из того, что еле-еле им брезжит. Конечно, всё это правда, что воображение и разумение их кургузо и часто смешно и нелепо, но, милый мой сынка, когда будешь много старше и опытнее в жизни, ты с горечью увидишь, что даже с большими данными познать истину и видеть красоту нелегко, не так-то много мы можем сделать для славы нашего искусства и знания (...)

(Из письма Н.А.Пластову. 1947г.)

(...) К искусству способны все люди, и у всех людей в мире во все времена оно было и есть, и без него немыслимо представить общество людей, как и без знания. Оно идет с знанием рядом, неся людям радость и любовь к человеку и жизни. Об этом долго говорить, и со временем, подрастая, Вы узнаете всё это на бесчисленных фактах истории, и поэтому, конечно, надо всегда помнить, что Вы, школьники, должны прежде всего на отлично исполнять первый Ваш долг, первую обязанность - учиться. И если Вы открыли в себе к тому же любовь к прекрасному, что дает людям зрение, способность радоваться этому прекрасному и желание поделиться этим прекрасным с другими, изображая его, то всегда помните, что без знаний всякого рода о жизни, о мире, в котором мы живем, Вы не сможете ни сами должным образом узнать, сколько красоты в мире, ни поведать об этом тем, кто еще слеп на это и кому это дало бы радость и облегчило многое в жизни.

Итак, учитесь, учитесь, узнавайте больше, больше (...)

(Из письма школьникам 4-го класса г. Владимира. Осень. 1965г.)

(...) Не могу органически выносить беспомощное топтанье у мольберта. Ни к себе, ни к кому другому я не знаю снисхождения.

Когда человек на моих глазах медленно, медленно, до нелепости грубо ошибаясь, проделывает примитивнейшую работу- сердце у меня истекает кровью. Ведь знать, что ему нужны долгие - долгие годы вот этого кропотливого, странного труда, чтобы ты смог с замиранием сердца кинуться с ним вперегонки- это состояние смерти подобно (…)

(Из письма художнику Т.Г.Гапоненко. Конец 1940-х гг.)

Аркадий Пластов