«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)

Вход в личный кабинет


Статьи ( Проблемы искусства ):

"Короткий ХХ век"
Юрий ТЮХТИН
Журнал "ArtTimes"
20.12.2007

Так, например, Салон изящных искусств в Манеже – это смесь вторичного рынка и галерей современного искусства, на Антикварном салоне в ЦДХ по-прежнему продается все – от икон и «ювелирки» до нонконформистов.

Как советское искусство становится ХХ веком – дебют нового ярмарочного формата в ЦДХ

В Москве пока представлены далеко не все возможные форматы художественных ярмарок –  активных галерей пока не так много, чтобы они четко делились по профессиональной специфике. Так, например, Салон изящных искусств в Манеже – это смесь вторичного рынка и галерей современного искусства, на Антикварном салоне в ЦДХ по-прежнему продается все – от икон и «ювелирки» до нонконформистов. Существует, конечно, единственная в своем роде российская ярмарка актуального искусства Арт-Москва, но более чем прибыльный во всем мире сегмент, который включает искусство начала и середины ХХ века, пока остается как бы не у дел. И вот теперь царящая в ЦДХ компания Экспо-Парк пытается вырастить новый формат своим собственным, оригинальным путем – из проводившейся два года подряд ярмарки советского искусства.

Modern art – именно к этому формату, судя по высказыванию директора Экспо-Парка Василия Бычкова, стремятся организаторы, – в мировой ярмарочной практике обычно компонуется с актуальным искусством (ярмарки Art Basel, FIAC, Art Cologne).  Но, во-первых, пространство ЦДХ просто физически ограничивает количество участвующих галерей, а во-вторых, статус Арт-Москвы как единственной пока в Москве ярмарки с ясной концепцией остается неприкосновенным. Поэтому для Экспо-Парка остается одно решение – делать ярмарку «Искусство ХХ века» - без советского уклона, но и без современного искусства.

На новой ярмарке участвует гораздо меньше галерей, чем обычно в ЦДХ – всего 42, поэтому и пространства стало заметно больше, что чисто визуально отличает новую ярмарку от загроможденного стендами Антикварного салона и придает ей неожиданно солидный вид.

Обращает на себя внимание «перетасовка» стендов – например, галерея «Ковчег», которая участвует и в Арт-Москве, и в Антивкарном Салоне (что само по себе показательно), с периферии переместилась на одно из самых выигрышных мест на втором этаже, где смогли с комфортом разместиться все участники ярмарки. Максимально далекая от стилистики соцреализма галерея «Ковчег» на этот раз показывает подборку интересных и харáктерных, но вполне доступных по цене работ – от 1 тыс. USD за работы художника-иллюстратора Марка Клячко 1960-х – 1970-х годов до 8-ми тыс. USD за нежную ироничную живопись Екатерины Григорьевой. Книжная графика Клячко знакома многим – он иллюстрировал, например, «Старик и море» Хемингуэя, но показанные на стенде работы тушью и акварелью, в которых возникает бытовая и еврейская тема, гораздо менее известны. Их «Ковчег» причисляет к своим последним открытиям и только начинает показывать публике и потенциальным коллекционерам. Кроме того, на стенде можно увидеть работы других художников, с которыми активно работает галерея – «Обитаемые пейзажи» и литографии «Ветер» Гарифа Басырова и графические работы Александра Максимова.

Работы Максимова, только более ранние –  не 1980-х, а 1960-х годов – есть также на стенде галереи «2.36». Для нее участие в ярмарке стало дебютом – галерея открылась совсем недавно в Спасопесковском переулке, и показала все, на что она способна, в каталоге графики, опубликовав работы из своего собрания и других частных коллекций. Это графика от 1910-х до 2000 годов самых разных художников – от Владимира Стенберга и Митуричей до Турецкого, Свешникова и Вечтомова. Часть работ из каталога представлена на стенде под тем же общим заголовком – «Знаковая линия», а после ярмарки выставка переедет в постоянное помещение галереи. Поскольку художники и периоды представлены очень разные, то и цены на стенде варьируются от 1 до 20 тысяч USD.

Участники ярмарки как на подбор демонстрируют самые разные ипостаси искусства советского периода, который в таком варианте действительно становится скорее «ХХ веком». Так, галерея «Веллум» показала работы Ильи Табенкина 70-х – 80-х годов – мини-выставку, где для полноты картины воссоздана даже постановка для одного из классических табенкинских натюрмортов. Илья Табенкин остается «нераскрученным», хотя работы этого художника очень ровные по качеству и, что называется, в высшей степени самобытные: много лет художник писал композиции с фигурками, которые только условно можно назвать натюрмортами – это, скорее, метафизические пейзажи. Только недавно Табенкина начали постепенно показывать коллекционерам – например, два года назад в Лондоне выставка его работ прошла в Matthew Bown Gallery. Все работы на стенде галереи «Веллум» происходят из семьи, точнее, из собрания сына – Льва Табенкина, тоже художника. По словам галеристки Любови Агафоновой, цены на стенде – порядка 15 тыс. USD. Это стандартная цена для работ Табенкина, которые, как уже было сказано, очень ровные по качеству.

Звезда Антикварных салонов – галерея «Элизиум», чей стенд, разумеется, также сугубо «неофициален», в очередной раз блеснула своим умением находить незаурядные работы с прекрасным провенансом. На этой ярмарке директор галереи Марина Молчанова представляет работы из одного частного собрания – коллекции Евгения Корешкова, которая составлялась последние 8 лет. Особо здесь выделяются работы Яковлева, которые ранее находились в коллекции известного собирателя Александра Леонидовича Мясникова – «Геометрическая композиция», середина 1960-х, и «Портрет профессора А.Л. Мясникова» 1964 года. По словам Марины Молчановой, порядок цен на них – 50 – 60 тыс. USD. Среди представленных работ из собрания Корешкова – практически все необходимые имена – Штейнберг, Мастеркова, Зверев. Есть поздний Рабин и ранний Чубаров – до того, как он попал в орбиту галериста Гари Татинцяна – «Автопортрет с молотком» 1978 года.

Владимир Яковлев оказался козырной картой и для галереи «Маяк». Большая часть стенда этой галереи посвящена пейзажным работам другого художника – Николая Кузнецова, ученика главного русского импрессиониста Коровина. Цены на Кузнецова варьируются от 3 тыс. USD за небольшие пейзажи до 40 тыс. USD за работу «Дриада» 1915 года. Галерея, в распоряжении которой оказалось наследие художника и его архив, планирует в начале года издать каталог. Однако галерист Александр Цыбин особенно гордится представленной на стенде «Абстракцией» Яковлева, 1959, из коллекции М. Гробмана. Работа уже успела найти покупателя и, по словам самого Цыбина, с лихвой опередила по стоимости рекордную «Кошку с птицей», 1981 года, ушедшую за 48 тысяч USD на нью-йоркском Sotheby's в мае 2006. Рядом на стенде «Маяка» висит другой Яковлев –  иллюстрация к стихотворению Г. Айги «Из зимнего окна» 1966 года.

Нет ничего удивительного в том, что пейзаж, как наименее ангажированный с точки зрения пропаганды жанр, привлекает дилеров, делающих ставку на качественную живопись советского периода. Открывшаяся два назад галерея «Арт-Прима», не убоявшись маститых искусствоведов, даже предложила собственный термин для таких приятных коллекционерскому глазу художников – «романтики реализма». Под это определение на стенде «Арт-Примы» попадают и проделавший путь от передвижников до революционного АХРРа Бялыницкого-Бирули , и популярные у любителей советского искусства Владимир Стожаров и братья Ткачевы , и ныне здравствующие авторы старой закалки. По словам директора галереи Анастасии Цыплаковой, «Арт-Прима» в своей деятельности использует проверенный советский принцип «худсовета», консультируясь со своими авторами – благо преемственность в Академии художеств соблюдалась свято.

Одним из немногих островков реализма, незамутненного дополнительной романтикой, остается стенд галереи «Форма», которая показывает работы одного, зато прекрасно вписавшегося в формат художника – Николая Фурманкова. Ученик образцового соцреалиста Б.В. Иогансона и Сергея Герасимова , Фурманков писал пейзажи, военные сюжеты и рабочий класс в различных жизненных ситуациях. Генеральный директор галереи Владимир Соколов обращает особенное внимание на «гражданственность» этой в принципе лишенной явного официоза живописи. Действительно, патриотический пафос сейчас вполне актуален, но соцреалистами интересуются не только у нас – на стенде «Формы» можно было побеседовать с Вольфгангом Баумом, представителем немецкой фирмы R. Nicolay & Sohn, которая снабжает европейских клиентов искусством советского периода.

У зарубежных коллекционеров при определенном стечении обстоятельств неплохо идет не только типичный соцреализм. Владимир Каплунов на своем стенде представляет художника Ивана Годлевского, который в 90-е годы выставлялся, продавался и жил во Франции. Галерея Каплунова не стала отрываться от коллектива – Годлевский прежде всего пейзажист. Во Францию член Ленинградского Союза Художников попал благодаря самому Владимиру Каплунову, а также парижскому аукционному дому Drouot, где в 1991 году впервые были показаны и проданы его работы. Подчеркивая «легитимность» Годлевского, Владимир Каплунов, как фокусник, предъявляет впечатляющий факт: из 150 выставленных в 1991 году на Drouot работ было продано 148. Ярмарка в ЦДХ – не Drouot, и время сейчас другое – цены на представленные работы Годлевского, по словам Каплунова, варьируются от 20 до 40 тыс. USD. И клиенты находятся – например, работа «Домик Арины Родионовны» (1958) ушла со стенда за 30 тыс. USD.

По сложившийся на ярмарках в ЦДХ оригинальной традиции, галерея «Совком» представляет на ярмарке лоты своего тематического аукциона «Соцреализм – другое искусство», который пройдет 15 октября. Подробнее об аукционе, который по законам жанра должен составлять непримиримую конкуренцию предложениям галеристов, но в ЦДХ мирно соседствует с ними как лев и ягненок в райских кущах – в интервью Art Times с Юрием Тюхтиным.


В.К.Бялыницкий-Бируля; Поздняя осень, 1936

В.Ф.Стожаров; Прицепщица Майраш Баймагалбетова, 1954

В.Ф.Стожаров; Катя. Село Петровское, 1960

А.П. и С.П. Братья Ткачевы; Лето (1й вариант), 1991

А.П.Ткачев; Цветет сирень, 1979

С.B. Герасимов; Зимний лес, 1940-е

С.B. Герасимов; Летний пейзаж. На закате дня, 1940-1950е