«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)

Вход в личный кабинет


Статьи ( Проблемы искусства ):

О теории "подражания" Платона
Виктор АРСЛАНОВ
25.11.2009

25 ноября 2009 в Союзе художников России прошел «круглый стол» на тему «Аспекты теории и практики проекта «Романтики реализма».

Результатам последних исследований происхождения центрального в теории и практике реализма понятия «мимезис» было посвящено сообщение доктора искусствоведения, ведущего научного сотрудника НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ Виктора Арсланова:

Доплатоновские корни понятия «мимезис» заслуживают того, чтобы рассмотреть их со всем вниманием. Немецкий ученый Г. Коллер, на которого ссылается А. Лосев , доказывает, что понятие «мимезис» - «это слово из языка догреческого населения» и восходит к понятию танца, в котором «объединяются слово, ритм и гармония» . Древние дионисийские (Дионис – догреческий бог) танцы-мистерии именовались «мимезисом». Исходя из сказанного, делает А. Лосев вывод, «мистерию, изображающую брак Зевса и Геры у Диодора, можно толковать не как простое подражание, а как попытку участников мистерии стать на время самим Зевсом и Герой. Страбон – продолжает Лосев, - прямо говорит о том, что мистерии по своей природе были «мимезисом», подражанием божеству, недоступному для обычного восприятия человека».

Сказанное выше – ключ к пониманию противоречий теории «подражания» у Платона. Философ гневно обличает подражание, когда оно – обезьянничание, фокусничание, родственное искусству софистов. Однако есть вдохновенное подражание, при котором даже ничтожный человек может стать на время богом – голосом рапсода говорит сам бог (диалог «Ион»). Причем, творческое безумие – вовсе не безумие в обычном смысле слова, это, скорее, особое состояние человека, при котором он возвышается над своей мелочной субъективностью, конечностью, и приобщается к бесконечному.

Важно понять, что для Платона художник – отличается от пифии (хотя имеет с ней немало общего), которая изрекает то, что не знает. Художник у него – и медиум, и не медиум, ибо он сам создает искусство, и создает вполне сознательно, целенаправленно, подобно тому, как мастер создает триеры. Однако его искусство качественно отлично от обычного ремесла, ибо он часто создает и то, чего не знает, что заранее не было запрограммировано, к тому же художник не всегда адекватно сознает то, что создал, его создание может быть выше создателя. Какое же понятие будет наиболее соответствовать такому особому виду сознательного человеческого творчества? – Только «подражание», мимезис.


М.Г.Абакумов; Ясное утро, 1995

В.Н.Страхов; Осенние дожди, 1992

Н.Е.Зайцев; На дальнем покосе, 1980

В.Н.Телин; Возвращение, 2007