«There exist many painterly manners. However, it is not the manner that matters, but the ability to see beauty» (Alexei Savrasov, the painter)



All exhibitions:

Solo Art Exhibition||Georgi Leman
31.10.2012 — 09.11.2012

С 31 октября по 9 ноября 2012 года в выставочном зале Союза художников России прошла персональная выставка живописи Народного художника России Георгия Александровича Лемана, посвященная 75-летнему юбилею мастера. Выставка охватывала практически весь период творческого пути художника за последние 50 лет, начиная с самых ранних работ и заканчивая картинами, выполненными в настоящее время. 

В Выставочном зале на Покровке, 37 было представлено более 100 работ из мастерской живописца, собрания галереи Арт Прима, ВТОО "Союз художников России" и частных коллекций.

На открытии выставки состоялась презентация альбома Георгия Лемана "Живопись" (Москва, 2012г).

Поколение московских художников, к которому принадлежит Георгий Александрович Леман, уже вписало в развитие российского классического искусства свои замечательные страницы. Именно с их творчеством связывается понятие современной «московской школы живописи», сыгравшей свою роль в искусстве последних десятилетий ХХ столетия и начала ХХI-го.

 Георгий Александрович  высоко ценит в художнике качественное образование, понимание сути живописного ремесла, способность донести до зрителя авторское переживание темы или мотива. Учился Г.А. Леман у выдающегося живописца и педагога ХХ столетия Бориса Иогансона в Московском государственном академическом художественном институте имени В.И. Сурикова. Школа учителя до сих пор ощутима в работах Г.А. Лемана: в светоносности его палитры, в умении видеть тот или иной мотив масштабно, обобщенно, что придает его произведениям монументальные качества. Эти черты делают произведения Георгия Александровича узнаваемыми в экспозициях самых различных выставок: в них есть мировоззренческая цельность, раскованность широкого письма, техничность, и пронзительное чувство любви к наследию русской культуры. Учеба, а затем работа в институте бок о бок с крупнейшими мастерами эпохи,  связали его творчество с художественными тенденциями своего времени, сформировали взыскательное отношение не только к изобразительной стороне произведений, но и к смысловой части того или иного пейзажа. 

Большую роль в осознании будущего пути в живописи сыграли поездки в  Липицы,  Переславль-Залесский, Крым,  Керчь, Одессу. Впитывая новые впечатления, закреплявшиеся в живом этюдном материале, Леман окончательно выработал наиболее близкий ему метод работы над произведением, связанный с приемами этюдного экспромта.  После окончания института начались регулярные поездки летом и зимой в Ростов Великий и Борисоглеб. Эти города во все времена привлекали художников. Здесь работали не только выдающиеся мастера прошлого К.Ф. Юон, П.И. Петровичев, Н.К. Рерих и другие, но и многие известные авторы конца ХХ столетия. Основным партнером  в этих путешествиях был Вячеслав Николаевич Забелин. Вместе они ездили в Ростов и Борисоглеб без малого 25 лет. Почти всегда с ними на этюды отправлялись кто-то из  друзей: Владимир Щербаков, Геннадий Пасько, Герман Незнайкин, Виталий Орловский, Василий Дранишников и другие. Летом с Забелиным приезжали его студенты. Вокруг  приездов московских художников сложилась исключительно творческая атмосфера: общение с художниками фабрики «Ростовская финифть», с сотрудниками Ростовского музея-заповедника, с местной интеллигенцией благоприятно влияло на  творчество. 

В пейзажах Г.А. Лемана много лирики. Средствами изобразительного искусства автор замечательно передает свое восхищение древними Ростовом, Суздалем, Борисоглебом, подчеркивает величие и богатство культурного наследия веков, создает некое напоминание обществу о глубоких и величественных культурных корнях. Его работы отличаются большим мастерством, снайперской точностью мазка, цветового тона, композиционного построения, общим монументальным строем полотен. При этом его работы сохраняют эффект импровизированного этюда. Светоносные, словно пронизанные неким внеземным светом, полотна Г.А. Лемана создают некую живую связь с  эпохой «седой старины», наполняют сердца зрителей  радостью и величием. В каждой его композиции – спокойный, размеренный рассказ о камерных и уютных провинциальных городках, хранящих память о древней истории и вековой уклад жизни. Их очарование, былое величие художник передает без патетики, чаще всего с лирическими интонациями и эмоциональным подтекстом. Георгий Александрович Леман в своих работах заново и по-своему открывают красоту и очарование бесценных памятников древнего зодчества. Через призму поэзии рассматривает он эту тему, спра­ведливо считая, что нравственное здоровье общества неразрывно свя­зано с бережным отношением к наследию веков. 

Т.И. Бойцова

Материал взят из альбома Г..А. Лемана "Живопись", 2012г.

 



Borisogleb in Winter, 1993

Rostov in Winter, 1982-2000

Summer Day in Rostov, 1992

In the Rays of Autumn Sunshine, 1995

Peonies, 2004