«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)

Вышел в свет альбом «Романтический реализм. Собрание галереи Арт Прима». Газета Новости МСХ, №5, 2015

Вышел в свет альбом «Романтический реализм. Собрание галереи Арт Прима», приуроченный к 10-летию работы галереи.

Издание на русском и английском языках объемом 492 страницы подготовлено к печати Галереей Арт Прима (автор-составитель А.В. Цыплаков, фотосъемка и цветокоррекция - А.А. Меньшонкова, дизайн макета - И.В. Келейников) и напечатано в Италии. В альбоме опубликована основная часть живописной коллекции галереи (более 450 иллюстраций) и каталог собрания. Вступительная статья Л.В. Цыплаковой посвящена характеристике романтического реализма, а также определению его места и значения в истории русской реалистической живописи конца ХIХ - начала ХХI века.

Родившись в Москве в кругу художников-пейзажистов, близких А.К. Саврасову, романтический реализм как феномен русского изобразительного искусства формировался в творчестве мастеров «живописного крыла» «Союза русских художников», а после его ликвидации более полувека жил в «московской школе живописи», тесно связанной с традициями Московского художественного института имени В.И. Сурикова - преемника знаменитого Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Пейзажи А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, их учеников И.И. Левитана, К.А. Коровина, определили отличительную особенность романтического реализма – в его основе чувство любви к Родине, чувство настолько богатое и многогранное, что каждый художник находит в нем свою «тему».

Закономерно, что многие большие русские живописцы испытывали настоятельную необходимость уточнения термина «реализм». М.В. Нестеров говорил о своей живописи как о поэтическом реализме; А.А. Тутунов писал о романтическом реализме И.М. Орлова; В.Н. Телин называл некоторые свои жанровые работы мистическим реализмом; Н.П. Федосов стремился к реализму духовности. Важно подчеркнуть, что все эти разновидности совершенно естественно объединяются в романтическом реализме, поскольку являются результатом сугубо личной творческой позиции мастера в художественном осмыслении действительности.

Стилевое и жанровое разнообразие, характерное для живописи этого направления, не разъединяет, а напротив, объединяет художников общим стремлением воплотить красоту России в красках, что прекрасно видно на примере «Союза русских художников» (1903-1923). За время существования этого творческого объединения был установлен высочайший стандарт качества живописного искусства и определены характерные черты романтического реализма:

- его основным содержанием является любовь художника к Родине во всех ее проявлениях: любви к родной природе, своему народу, его истории и культуре;

- она воплощается в тонально-колористической живописи, создающей на холсте трехмерное пространство, то есть подобие реальности, видимой всеми;

- эмоциональный строй работ всегда положительный - преобладают светлые чувства, оптимизм и вера в лучшее будущее;

 - нет никаких ограничений в использовании мирового арсенала художественных средств, необходимых  мастеру для реализации своего замысла, что гарантирует своеобразие  живописного языка художника.

Романтический реализм был антиподом политизированного критического реализма и остался таковым по отношению к реализму социалистическому. Это обстоятельство определило его искусствоведческую судьбу в советской России. После ликвидации «Союза русских художников» романтический реализм развивался преимущественно в жанре пейзажа, аполитичном по определению и потому малоинтересном для советского искусствознания. Это национальное течение в отечественной живописи, имеющее на сегодняшний день более чем столетнюю историю, было чужеродным в принципиально интернациональном коммунистическом искусстве. Внешне официальное отторжение выразилось в безымянности, отсутствие имени как бы лишало его права на существование, и только в новой России в начале XXI века оно, наконец, обрело имя.

После крушения советского строя в отечественном искусствознании образовалась некая пустота в том месте, где должны были быть исследования художественных процессов в современном традиционном искусстве, но это не значит, что оно исчезло. Напротив, оно живо, развивается, а зрительский интерес к нему не только не угас, но в последнее время усиливается, поскольку общественная потребность в осмыслении новых онтологических реалий действительности сегодня стремительно растет, а удовлетворить ее может только настоящее искусство.

Мир вступил в историческую эпоху кризиса европейской  цивилизации, основанной на ценностях христианства: повсюду традиционная национальная культура подменяется агрессивно-атеистической глобалистской антикультурой. В первую очередь атаке подвергается именно изобразительное искусство, которое всегда играло роль камертона, настраивающего человека на восприятие мировой гармонии. В наше время  романтический реализм, чудом сохранившийся в русском искусстве, возможно, единственный может стать реальной альтернативой тотальной лживости постмодернизма.