«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)

14 октября - день рождения замечательного живописца Александра Цыплакова.

14 октября - день рождения замечательного живописца, художественного руководителя и участника творческого объединения «Романтики реализма» Александра Цыплакова.
От всей души желаем мастеру творческого вдохновения, положительных эмоций, ярких впечатлений, крепкого здоровья и пусть каждый новый день приносит в ваш дом радость и счастье.

Искусствовед Людмила Цыплакова о творчестве Александра Цыплакова.

На полотнах Александра Цыплакова Москва узнаётся всеми и сразу вовсе не потому, что старательно изображен тот или иной всем известный дом или архитектурный ансамбль, а потому, что точно передан московский характер.

«Живя в Москве, живописец не может её не писать. Для меня в работе над московскими пейзажами важно не только ясное ощущение места и времени, но и воссоздание энергетики города», - так говорит о творческой задаче Александр Цыплаков.

В серии «Весна в Москве» весь художественный строй подчинён решению этой задачи. «Кузнецкий Мост» (2004 г.) и «Подколокольный переулок» (2004 г.) ослепляют вспышками апрельского вечернего солнца, почти нестерпимыми после пасмурной московской зимы. Палитра художника контрастна и динамична: ярко освещенные стены домов резко гаснут в тени, где все цвета сближаются в тоне. Такое цветовое решение передаёт звенящее напряжение городских нервов на пороге новой жизни. Вот-вот появится первая зелень, а черно-коричневые горожане спрячут свои пальто в шкафы и улицы расцветут нарядными девушками. Свето-теневая моделировка объемов разворачивается в завораживающее действие: под лучами вечернего солнца серая бесформенная масса «застройки» вдруг преображается в сложный, многоцветный рельеф московской архитектуры.

Александр Цыплаков любит писать живые улицы, в любую, даже самую промозглую и слякотную погоду, заполненные спешащими по своим делам москвичами и машинами. Таковы его картины «Солянка» (2002 г.), «У Сретенских Ворот» (2002 г.), «Яузский бульвар» (2006 г.). Машины и людской поток здесь органично существуют в городском пространстве, вносят в него ритм энергичной жизни. Совершенно другое настроение в серии работ посвященных московским бульварам, тихим островкам, со всех сторон окруженным стремительным течением улиц. Здесь бег времени замедляется, позволяя увидеть маленький «вернисаж» с тремя продрогшими самодеятельными художниками («Продавцы картин на Гоголевском бульваре» (2005 г.), и почти останавливается на безлюдной аллее с причудливым кружевом теней на газоне («Петровский бульвар» (2004г.). Художнику дано видеть суть вещей, их образ, то, что скрыто за оболочкой формы. Это творческое ясновидение преображает городскую топографию с её перечнем домов, улиц, переулков, площадей в образ Москвы, ярко и непосредственно передающий её неповторимый характер.

Цыплаков пишет Москву такой, какая она есть, не идеализируя, не наводя глянец – она и без того красива естественной красотой большого энергичного города. В его московских пейзажах мы узнаём любимую нами современную Москву – столицу крепнущей России, в которой, по точному народному выражению, «жизнь бьёт ключом».

Творчество Александра Цыплакова продолжает традицию романтического реализма, основным содержанием которой является живопись. Живописцев среди художников совсем немного. Любого человека можно научить рисунку и композиции, эти умения находятся в «рациональной» области нашего сознания. При известном старании учителя и прилежании ученика, последний может стать более или менее хорошим художником-графиком. Однако, научить видеть и точно «брать» в красках цвет – невозможно, как невозможно научить музыкальному слуху, эта способность относится к дарамнеподвластным сознанию. Не каждый художник имеет особый дар видетьцветовую гармонию мира, различая при этом бесконечно разнообразные оттенки цвета.

Материал взят из статьи "Творческое ясновидение". Людмила Цыплакова. 23.10.2007.