Персональная выставка Алексея Грицая (1914-1998). К 100-летию со дня рождения художника
11.03.2014- 06.04.2014
С 11 марта по 6 апреля 2014 года в залах Российской академии художеств (ул. Пречистенка, 21) прошла выставка произведений Народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР и Российской академии художеств, лауреата Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР им. И.Е.Репина, профессора Алексея Михайловича Грицая (1914-1998). Выставка была приурочена к 100-летию со дня рождения художника. В состав экспозиции вошло около 50 живописных произведений, созданных в 1940 – 1990-е годы, из семейной коллекции.
Произведения выдающегося мастера живописи Алексея Грицая вошли в «золотой фонд» отечественного искусства и находятся в крупнейших музейных собраниях страны.
А.М.Грицай родился 7 марта 1914 г. в Петрограде. В 1939 г. закончил Всероссийскую Академию художеств (мастерская И.И.Бродского). С первого дня войны рядовым бойцом сражался на передовой линии фронта. Художник говорил, что его творческую судьбу во многом определила суровая школа фронтовой жизни, укрепившая в нем чувство родной земли, позволившая отыскать в природе свое, личное, отвечающее глубочайшим инстинктам и свойствам характера.
В 1946 году состоялся дебют А.Грицая на Всесоюзной художественной выставке, где он предстал как пейзажист-лирик. В это же время он обращается к жанровой картине и портрету, но вершиной его творчества стал лирический пейзаж, тонко и проникновенно запечатлевший красоту русской природы. С нежной теплотой и любовью А.Грицай писал леса и луга, поля и реки – всё, что дорого и близко каждому человеку. Ему были интересны все пейзажные мотивы – и половодье на Оке, и цветущая ива над рекой, и пасущиеся стада на выжженных солнцем лугах.
Через все творчество художника проходит тема весны, вечно обновляющейся природы. С подлинным живописным мастерством А.Грицай умел запечатлеть само движение, «дыхание» весны, ощущение жизненной силы, природной мощи и энергии. Мягкие, нежные краски в разнообразии сложнейших оттенков серо-голубого, серебристо-перламутрового виртуозно передают очарование весеннего леса, молодых березок - любимого художником мотива.
В осенних пейзажах через тончайшие нюансы цвета и света, прозрачность воздуха, который зримо ощущается в каждом полотне, художник писал едва уловимые переходные состояния природы. Грицай никогда не повторялся в цвете, избегая определенного, выработанного колорита, так как считал, что как ни близки бывают состояния в природе, точного повторения в ней нет.
Пейзажи мастера, продолжающего лучшие традиции русской классической школы живописи, покоряют искренностью чувств, гармонией цветовых сочетаний, высокой живописной культурой. Кажется, что они написаны легко, на одном дыхании, но за этой легкостью стоит колоссальная работа на натуре, множество этюдов, в которых он искал точное композиционное и колористическое решение будущей картины. В лучших работах художника сама красочная поверхность, живописная фактура словно «дышит», хранит тепло рук мастера, позволяет почувствовать то душевное волнение, которое вызвало к жизни данный образ.
От натурных наблюдений А.Грицай шел к созданию обобщенного образа природы, где в малой частице – конкретном пейзажном мотиве можно увидеть целое – гармонию мироздания.
Художник говорил, что очень важно поймать момент, когда произведение начинает жить подобно живому существу, обретает свою логику развития, ведет за собой автора к цели, не всегда заранее известной.
«Искусство, как айсберг. Самое главное скрыто внизу. А то, что мы видим, это всего лишь толчок к пониманию, к раздумью, к раскрытию сути. Хочется стремиться именно к этому» - Алексей Грицай.
А.М.Грицай активно сочетал творческую работу с педагогической и общественной деятельностью. Более 10 лет он руководил мастерской живописи в Московском государственном художественном институте имени В.И.Сурикова, в 1966 - 1978 годах был академиком-секретарем Отделения живописи Академии художеств СССР.
Тонкие, пронизанные светлой одухотворенностью пейзажи Алексея Грицая наполнены отзвуками сокровенных чувств и стремлений самого художника, дорогих для сердца воспоминаний. С особой глубиной и пронзительностью в них раскрывается духовный мир мастера, его мысли о беззащитности, хрупкости, но и неистребимости красоты на земле.
Материал взят с сайта http://www.rah.ru/