«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)

29 апреля - день рождения замечательного живописца Алексея Суховецкого

Сергей Гавриляченко о творчестве Алексея Суховецкого.

Когда всматриваешься в произведения московского живописца Алексея Николаевича Суховецкого , возникает ощущение, что из их образного мира изгнан быт. Своим творчеством художник принципиально обращен к «высокому». Но это не от искусственного желания оторваться от реальности. «Возвышенное», видимо, свойственно его внутреннему мироощущению и оттого естественно и органично пронизывает все в картинах Суховецкого – от архитектоники облаков, земли, деревьев до предметов прозаической повседневности.

Как художник, он воспитан русским ампиром и исканиями Серебряного  века русской живописи – неоклассической, акмеизмом, эстетикой московского модерна. Одновременно ему дороги течения европейской культуры, ценившие «строгую» форму: Пуссен, Сезанн. Но в собственном творчестве художника отсутствует подражательность и стилизация, его формальный язык отличается цельностью, основанной на универсальных началах, позволяющих естественно продолжить замерзшие на рубеже 20-х годов нашего века художественные традиции.

Художник успешно работает в самых различных жанрах, но более всего любит композиционный пейзаж, натюрморт, интерьер. Специально подчеркиваю слово «композиционных», так как именно эта черта, объединяющая живое натурное видение с работой над композицией как сочинением, лежит в основе всех творений художника, независимо от того, этюд ли это или большая картина.

Ощущение, что перед тобой оживает культура классицизма, впитавшая в себя и многие иные веяния. Основная черта «безлюдных» работ художника – благородство и соразмерность пропорций и частей, соподчинение деталей ради целостной слитности времени, пространства и внешне скрытого действия. Мир картин Суховецкого гармоничен и драматичен одновременно, ясность и возвышенность сочетаются с ощущением беспокойства, печали и тревоги. В системе видения художника нет места поверхностному, обывательскому взгляду, все пронизано ощущением связи эпох и культур.

Художник чаще пишет мир ближний, созданный человеком – город, интерьеры, натюрморты из предметов, давно живущих в доме, и от того легко роднящихся друг с другом, естественно вступающих в пластический и смысловой диалог. В интерьерах, как бы различны они ни были, будь то блистательная архитектура залов Павловского дворца или скромная мастерская художника, есть сопоставимая значимость, организованная по законам красоты, где каждый элемент обладает благородством пропорций, точностью занимаемого места и в реальности, и в картине.

Материал взят из статьи Сергея Гавриляченко "По законам красоты"

Газета «Художник России», №9-1001.09.2003