English
«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)
Конец XIX - начало XX века
XX век
Конец XX - начало XXI века
О галерее
Коллекция
Художники
Новости
Выставки
Кинопроекты
Книги и альбомы
О нас пишут
Беседы об искусстве
Книга отзывов
Наши друзья
Контакты

Главная / Коллекция

Коллекция

Галерея АРТ ПРИМА представляет свою коллекцию живописи. На нашем сайте лишь небольшая её часть, которая, тем не менее, дает понятие о принципах формирования коллекции как собрания картин, объединенных одной идеей.
Нас интересует живопись как таковая и, особенно, русская реалистическая живопись во все время ее существования – с рубежа XIX – ХХ веков до начала ХХI века. Уходя корнями в мировую живописную традицию русский реализм, образно говоря, является стволом отечественной живописи, питающим многочисленные ветви разнообразных «течений», прежде всего потому, что отличается высочайшим качеством.

Качество произведения живописи определяется несколькими факторами. Прежде всего – уровнем профессионального мастерства художника. Столетиями многие поколения живописцев в разных странах, стремясь красками передать красоту мира, открывали и тщательно изучали законы взаимодействия цвета и света, колорита и тона, создавая, таким образом, язык живописи. Язык этот, при видимой простоте, необычайно сложен: для того, чтобы изучить его мало желания и таланта, нужно приложить много усилий, труда и терпения, но главное – ученик должен встретить учителя. Отношения учителя с учеником в живописной традиции ни в коем случае не исчерпываются процессом передачи определенной суммы профессиональных знаний, они сохраняют свой изначальный смысл – установления духовного единства, общности мировосприятия. Е.И.Зверьков, вспоминая о своём учителе А.А.Пластове, рассказал, как однажды в Прислонихе они вместе писали вечерние этюды. Работа была уже почти закончена, солнце зашло и в этот момент на ещё светлом, но быстро темнеющем небе вдруг появился и засиял тоненький рожок новорожденного месяца… «Какое счастье, Ефрем, что мы с тобой художники!... Мы э т о видим! Мы это чувствуем!» - воскликнул Пластов.
В живописной традиции главную ценность представляет личный художественный опыт, поэтому творческая биография живописца начинается с родословной близких ему по духу мастеров предыдущих поколений. И только когда язык живописи становиться «родным» для художника и он может на нём выразить свое видение красоты мира – в живописи рождается Мастер. Трудности на этом пути очевидны, но и возможности безграничны.
Убедительное доказательство этому – искусство «Союза русских художников», его «живописного крыла». Поименный список больших мастеров в русской реалистической живописи начала ХХ века поражает: А.Е.Архипов, А.М.Васнецов, В.М.Васнецов, М.А.Врубель, И.Э.Грабарь, С.Ю. Жуковский, К.А.Коровин, Ф.А.Малявин, М.В.Нестеров, И.С.Остроухов, К.К.Первухин, В.В.Переплетчиков, П.И.Петровичев, В.А.Серов, А.С.Степанов, В.И.Суриков, Л.В.Туржанский, К.Ф.Юон. Живопись «Союза русских художников» - бесконечно разнообразная, яркая и свободная, открытая всем новациям, - соединила русскую реалистическую традицию с достижениями французского импрессионизма, создав таким образом богатейший живописный язык, удивительно поэтичный, способный выразить любые, самые сложные характеры, чувства и настроения.

Жизненная сила традиции русской реалистической живописи оказалась настолько велика, что её не смогли уничтожить ни соблазны беспредметного искусства начала века; ни прокрустово ложе «социального заказа», который в советское время превратился в «идеологический» приказ. Источник этой силы – любовь русских художников к России, к её прекрасной природе. А.К.Саврасов говорил своим ученикам: «Только любя природу, учась у неё можно найти себя, своё. Манер живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту… Если нет любви к природе, то не надо быть художником, не надо… Нет души, значит ничего не будет и в живописи – только холод и машина, одна ненужная теория» (из воспоминаний К.А.Коровина). Начиная с А.К.Саврасова и особенно И.И.Левитана пейзаж приобретает исключительное значение в русской реалистической традиции. Пейзажная живопись И.И.Левитана, проникнутая трепетной любовью к русской природе, изменила отношение к пейзажу – «красивый вид» преобразился в источник чистой живописи. Настоящая живопись ничему не «учит», ничего не «провозглашает», ни в чем не «убеждает», единственное её предназначение – свидетельствовать о Красоте мира.

Пейзаж в советское время оказался тем чудесным «заповедником», в котором русская реалистическая традиция не только сохранилась, но и обогатилась такими прекрасными мастерами как С.В.Герасимов, А.А.Пластов, В.К.Бялыницкий-Бируля, Н.П.Крымов, Н.М.Ромадин, В.Г.Цыплаков, В.Ф.Стожаров, Ф.П.Глебов, Н.П.Федосов, В.Н.Забелин, В.В.Щербаков, М.Г.Абакумов.
Плодотворно работают в этом жанре мастера старшего поколения – А.П. и С.П.Ткачевы, В.И.Иванов, Е.И.Зверьков, В.М.Сидоров, Ю.П.Кугач, А.А.Тутунов, Г.А.Дарьин; признанные современные мастера - В.Н.Телин, С.А.Гавриляченко, Ю.А.Грищенко, Н.Е.Зайцев, Г.А.Леман, И.М.Орлов, Г.И.Пасько, В.П.Полотнов, В.Н.Страхов, А.Н.Суховецкий, А.В.Цыплаков и многие другие талантливые, самобытные живописцы.

Качественная живопись всегда индивидуальна. Оставаясь в русле традиции, свободно владея всем богатством накопленных ею художественных средств, настоящий мастер всегда предельно откровенен в своём творчестве - его живопись неизбежно выражает главные черты его личности, имеет «своё лицо», отличить которое от маски «приёма» не составляет труда.
Признаком высокого качества живописного произведения является его целостность и художественность: та волшебная легкость и убедительность, с которой художнику удается передать условными пластическими средствами присутствие жизни – непостижимым образом на плоском холсте вдруг возникает пространство, живой и прекрасный мир, созданный художником. Мы можем войти в него и услышать, как щебечут птицы, вдохнуть запах цветущего луга, почувствовать тепло нагретой солнцем земли. Ясно понимая, что всё это происходит только в нашем сознании и перед нами «всего лишь картина» мы, тем не менее, испытываем радость встречи с Красотой.

Живопись всегда была и будет элитным искусством, элитным в том смысле, что для её восприятия надо не только знать живописный язык, что требует интеллектуальной работы, но и уметь «настроить» свой ум и сердце на «видение» прекрасного, что требует душевных усилий. Но тот, кто однажды «увидел» живопись и вошел в её мир, не покинет его никогда – она одаривает человека красотой мира, очищает его помыслы и возвышает душу.

Анастасия Цыплакова, директор галереи АРТ ПРИМА

Последние новости:


Внимание! Вышли в свет 2 статьи о Владимире Никитовиче Телине


Прошла персональная выставка работ Аркадия Александровича Пластова


Прошла персональная выставка работ Алексея Николаевича Суховецкого


Прошла выставка «Этюд. Эскиз. Рисунок. От замысла к воплощению»


В Угличском музее прошла выставка Алексея Жабского «Возвращение в Углич»


В Ростовском кремле прошла выставка Сергея Гавриляченко «Живопись»


Поздравляем Валерия Полотнова с получением почетного звания Народного художника России!


C 25 мая по 24 июня прошла выставка Алексея Жабского


Внимание! Открылась выставка живописи «Храмы Руси Святой»


Внимание! С 15 апреля — 17 июля пройдет выставка Братьев Ткачевых "О Родине"


Внимание! На сайте обновлена экспозиция работ А.А.Пластова


Вышел документальный фильм "Соловей русского пейзажа" о народном художнике Михаиле Абакумове


Внимание! На сайте обновлена экспозиция работ А.В.Цыплакова


Внимание! На сайте обновлена экспозиция работ М.Г. Абакумова.


Пишите нам: [email protected]

© Права защищены. 2006 г.
Галерея «Арт Прима».