|
Главная
/ Новости
Новости
13.09 2011
В Угличском музее прошла выставка Алексея Жабского «Возвращение в Углич»
С 15 по 26 июля в Угличском музее прошла выставка работ Заслуженного художника России
Алексея ЖАБСКОГО
(1933-2008). Готовилась она давно - вдова художника Людмила Михайловна охотно откликнулась на предложение музея показать в Угличе картины из собрания семьи.
Открытие, состоявшееся накануне Дня города, стало, по сути, первым культурным событием обширной программы праздника. Народный художник
Вячеслав Стекольщиков
(Москва), вспоминая о своем друге, сказал важную вещь:
- Мы живем в трудное для русского искусства, для русской культуры время. Нам настойчиво предлагают совсем другой путь — неблизкое нам искусство, поиски нового, нового, нового. Обновление, новое прочтение… Чтобы придерживаться традиций, нужно мужество. Алексей обладал этим мужеством.
Здесь будто ключ к творческой биографии художника. Ему выпало время всеобщего соцреализма и «сурового стиля». Тогда были другие поиски нового - стройки, бригады, котлованы… Но художнику было что хранить — со всем мужеством и трудолюбием.
Алексей Жабский, выпускник МГХИ им. В.И.Сурикова, пришел в художественную жизнь Москвы, как и Суриков, из Сибири, из среды, далекой от профессиональных занятий искусством. Второй из шести детей в семье путевого обходчика, он был из поколения «детей войны» («Зима. Наша землянка. Я больной, худой и маленький, с высокой температурой лежу на кровати. Подняться нет сил. Уже несколько дней магазин без хлеба. Вдруг ярко представил, что хлеб привезли. Взял химический карандаш и, не отрываясь от постели, на стене над кроватью, насколько мог дотянуться рукой, нарисовал наш магазин с высоким деревянным крыльцом. Повозки с хлебом, работники передают буханки из рук в руки…»). Ему выпало редкое счастье сделать свой главный выбор лет в шесть - начав рисовать, он уже не сомневался в предстоящем пути.
Суриковский институт хранил традиции русской реалистической живописи, восходящие к опыту знаменитого «Союза русских художников». Московская школа многое взяла от национально-романтического направления с его любовью к пейзажу, с умением возвести простой природный мотив в степень поэтического образа. Именно эти драгоценные завоевания предшественников хранил и развивал Алексей Жабский.
Да, он долго работал в Московском комбинате живописного искусства, писал композиции на заданные темы. Но сами темы были разными и все-таки давали простор творческому воображению. Некоторые из тех его картин в Третьяковской галерее, в любимом музее художника, который он знал, может быть, как никто, а его самого в одной из статей назвали «сыном Третьяковки».
Какой-то частью своей души Жабский был угличанином - более двадцати лет приезжал сюда работать. «Праздник русской песни» (1976 г.), «Воскресный рынок» (1980-е годы), «Колхозный рынок» (1983 г.) - это все живописные свидетельства недавней городской истории. Супруги Жабскиежили в студгородке (кельи Богоявленского монастыря), дружили с соседями. Дети устраивали для них концерты, а художник показывал им свои картины.
На выставку пришли угличские друзья Жабских, запомнившие «Алешу и Людочку» совсем молодыми. Москвичи Галина Щербакова,
Млада Финогенова
,
Вячеслав Стекольщиков
вспоминали общее участие в выставках, увлечение Алексея Александровича литературой, неизменную поддержку Людмилы Михайловны. Угличане вспоминали свое: «Ездили мы с ними вместе в Заозерье. У каждого была своя задача, эти картины - русская очень живопись…» (М.Т. ЖУРИЛО, в то время работник музея); «Спасибо за выставку! Я вернулась в свою молодость, в эти замечательные воспоминания» (Н.М. Кузнецова). Разговор то и дело возвращался к угличским картинам, к красавцу-петуху с улицы Урицкого.
Всего в залах более сорока работ. Пейзажи - еще не забытый, но уже необратимо изменившийся Углич. Богоявленский собор написан из окна бывшей кельи, его отдаленная громада тщательно - архитектурно - прорисована, а перед окном на столе натюрморт: чугунок, едва ли уступающий величием соборным главам, хлеб, картофелины. «Старинная жизнь»? Или художник придвигает к угличскому окну предметы из своего военного детства, утверждая, что здесь он дома?
Натюрморты Жабского великолепны. Он пишет фрукты и цветы в духе старых испанских или голландских мастеров или увлекается «обманками», как их писали русские художники, «запутывая» зрителя (его глаза берут на себя работу осязания, взгляд трогает то стекло, то бумагу, то камень).
…Стена и полка из свежих досок, на полке гипсовый слепок и линза - выпуклое стекло преломляет древесные волокна и отражает окно. Выше приколот листок - репродукция портрета актрисы Прасковьи Жемчуговой - графини Шереметевой, уголки отогнуты, отстают от стены, отбрасывают тень. Жабский то и дело «подставляет» взгляду зрителя то складки полотенца, то скомканную бумагу, то помятый коричневатый пакет… И все это радость для глаз.
Выставка Жабского - очередное звено в цепочке долгожданных встреч, Углич возвращает себе то, что ему дорого, пусть на время. Но одна из этих картин по желанию семьи останется после выставки в собрании музея навсегда.
Материал взят с сайта
http://www.uglich.ru/
|
|
|
|