English
«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)
Конец XIX - начало XX века
XX век
Конец XX - начало XXI века
О галерее
Коллекция
Художники
Новости
Выставки
Кинопроекты
Книги и альбомы
О нас пишут
Беседы об искусстве
Книга отзывов
Наши друзья
Контакты

Главная / Новости

Новости

15.04 2011 Внимание! С 15 апреля — 17 июля пройдет выставка Братьев Ткачевых "О Родине"

В Инженерном корпусе Третьяковской галереи (Лаврушинский, 12, Инженерный корпус, 3-й этаж) с 15 апреля по 17 июля пройдет выставка Братьев Ткачевых .

Ретроспективная выставка Сергея Петровича (род.1922) и Алексея Петровича (род.1925) Ткачевых , классиков советского искусства, народных художников РФ, действительных членов Российской Академии художеств, лауреатов Государственных премий, приурочена к 60-летию их совместной работы. Экспозиция представляет творчество художников как продолжение большой реалистической традиции русской живописной школы, идущей от Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а также затрагивает актуальную проблему национальной самоидентификации.





Главные темы в творчестве Ткачевых – тема Родины, драматичные страницы истории страны ХХ века, судьба человека. Они тесно связаны с линиями жизни самих живописцев – самородков, выходцев из глубинки. Ткачевы родились в поселке Чугуновка (ныне Брянская область) в крестьянской семье. В начале 1930-х они с родителями переехали в городок Бежица, где начался их путь в искусстве – братья стали посещать изокружок в городском Доме пионеров. В молодые годы их судьбы сложились по-разному.

В 1938 году Сергей Ткачев поступил в Витебское художественное училище, но, проучившись 3 года, ушел в армию, воевал на фронте. Алексей Ткачев к моменту начала войны уже был учеником Московской средней художественной школы – уникального учебного заведения для творчески одаренных детей, отбор которых осуществлялся по всей стране. Когда семья выехала в эвакуацию в Свердловск, Алексею пришлось покинуть школу и начать работу на военном заводе Уралмаш. Однако разыскав адрес школы в эвакуации, Алексей Ткачев отправил туда письмо и получил вызов, позволивший продолжить занятия в МСХШ, находившейся в годы войны в Башкирии.

Определяющим и объединяющим в становлении живописцев стало обучение в Московском художественном институте им. В.И.Сурикова (С.П.Ткачев – 1946–1952, А.П.Ткачев – 1945–1951) у выдающегося художника С.В.Герасимова . Известно, что А.П.Ткачев был любимым учеником мастера, воспитавшего целое поколение живописцев-шестидесятников, среди которых В.Н.Гаврилов, В.Ф.Стожаров , Г.М.Коржев. Большое влияние на Ткачевых оказал ставший их духовным наставником А.А.Пластов.

Ткачевы работают как вместе (с 1950 года), так и самостоятельно; каждый из них является крупной творческой личностью со своей индивидуальностью. С.П.Ткачев – художник острой живописной манеры, тяготеющий к масштабным полотнам, к созданию сюжетно развернутых работ. А.П.Ткачев – более лиричен, он тонкий живописец и рисовальщик. В совместно написанных картинах эти качества соединяются и представляют художнический феномен "братьев Ткачевых", который включает в себя редкое мастерство в создании "большой картины" с досконально проработанной внутренней драматургии и живым языком пленэрной живописи.

В центре внимания художников, выросших в селе, – русская деревня. Герои их картин – реальные люди, современники, родные, друзья, соседи. Вместе с тем, художники стремятся к созданию типических образов, в которых воплощается национальный характер. Через призму деревенской жизни, обостряя явления и характеристики персонажей, используя художественную деструкцию, Ткачевы передают "правду времени", драмы своей страны. Бытовые сцены сельских или военных будней обретают у Ткачевых бытийное начало. Обращение художников к сельской тематике сближает их творчество с актуальными в 1960-х – 1970-х годах тенденциями в литературе, в прозе писателей-"деревенщиков" (Ф.А.Абрамов, В.И.Белов, В.Г.Распутин, В.М.Шукшин), открывших новый взгляд на трагедии и "силу правды" людей, живущих "на земле.

На выставке экспонируется свыше 160 полотен из собрания Третьяковской галереи и мастерской художников, выполненных со второй половины 1940-х годов по 2000-е. Экспозиция состоит из двух блоков произведений. Это ранние работы, мало известные широкой публике, созданные каждым из братьев самостоятельно. Второй, крупный раздел – совместное творчество мастеров – работа над "большой картиной".

Особенность этой части выставки – демонстрация программных произведений Ткачевых, широко репродуцированных и знакомых с детских лет многим поколениям зрителей ("Между боями" (1958–1960), "Матери" (1960–1961), "В колхоз" (1970–1980), "Дети войны. 1941 год" (1984–1987) – все из собрания Государственной Третьяковской галереи). Они экспонируются в окружении большого "шлейфа" подготовительных работ – натурных эскизов и этюдов. Эта внутренняя "кухня" художников демонстрирует редкий в современной практике метод создания Картины, берущий основы в заложенной Александром Ивановым традиции работы над полотном. Множество подготовительного материала показывает обычно не видимый зрителю процесс. Из этюдов, портретов, эскизов, которые могут восприниматься как самостоятельные произведения, постепенно вырастает "большая картина". А зритель становится свидетелем развития творческой идеи – поисков композиционных, пластических, образных решений.

Масштабные полотна Ткачевых были удостоены многих наград. Но при всей, казалось бы, "звездности" художников, их творчество подвергалось нападкам, резкой критике со стороны функционеров за "чрезмерную остроту" подачи характеров. Так, полотно "Матери" на Всесоюзной выставке в Манеже было экспонировано с названием "На скамейке", навязанным выставкомом, который оценил работу как "пародию на советских матерей". А в Третьяковскую галерею картину приняли уже с авторским названием. Специально к выставке была проведена большая реставрационная работа. Особо сложной оказалась задача подготовить к показу нуждавшееся в реставрации знаменитое полотно "Между боями" – первое произведение Ткачевых, вошедшее в собрание Галереи (1961).

Выставка еще раз демонстрирует уникальные возможности коллекции Третьяковской галереи в показе самых широких пластов национального искусства ХХ века.
Материал взят с сайта http://www. tretyakovgallery.ru/


Последние новости:


В январском номере журнала "Фома" вышла статья о "Романтиках реализма"


Внимание! Вышли в свет 2 статьи о Владимире Никитовиче Телине


Прошла персональная выставка работ Аркадия Александровича Пластова


Прошла персональная выставка работ Алексея Николаевича Суховецкого


Прошла выставка «Этюд. Эскиз. Рисунок. От замысла к воплощению»


В Угличском музее прошла выставка Алексея Жабского «Возвращение в Углич»


В Ростовском кремле прошла выставка Сергея Гавриляченко «Живопись»


Поздравляем Валерия Полотнова с получением почетного звания Народного художника России!


C 25 мая по 24 июня прошла выставка Алексея Жабского


Внимание! Открылась выставка живописи «Храмы Руси Святой»


Внимание! С 15 апреля — 17 июля пройдет выставка Братьев Ткачевых "О Родине"


Внимание! На сайте обновлена экспозиция работ А.А.Пластова


Вышел документальный фильм "Соловей русского пейзажа" о народном художнике Михаиле Абакумове


Внимание! На сайте обновлена экспозиция работ А.В.Цыплакова


Пишите нам: [email protected]

© Права защищены. 2006 г.
Галерея «Арт Прима».