«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)

Вход в личный кабинет


Статьи ( О выставках ):

"Ценности подлинные и мнимые"
(о творчестве Валерия Страхова)
Сергей КОСЫГИН
«Время», № 31 - 32 (551 - 552)
28.09.2006

В Кремле, в здании президентской администрации, открылась выставка живописных работ заслуженного художника России, члена-корреспондента Российской Академии Художеств Валерия Страхова . Это событие стало возможным благодаря совместным усилиям Вологодского землячества, галереи «АРТ ПРИМА» и департамента гуманитарной политики и общественных связей Администрации Президента РФ.

Художественные выставки — явление привычное и естественное для многих высоких «присутственных мест». Служителей кисти и холста с удовольствием привечают и в здании на Охотном ряду, и в Совете Федерации — в том, что среди высших чиновников и законодателей много любителей прекрасного, нет ничего удивительного. Замечено, что устроители подобных мероприятий ориентируются, как правило, на былые заслуги тех или иных художников и на качество выставляемых работ.

В Кремле выставки проходят регулярно в течение последних десяти лет. Здесь «отметилась» практически вся Академия Художеств во главе с Зурабом Церетели. И, тем не менее, выставка прославленного вологодского художника в чем-то оказалась особенной и неповторимой. Представитель президентской администрации Анатолий Большаков, выступая на открытии, по достоинству оценил творчество мастера: «Валерий Страхов — один из лучших современных художников, наследник русской реалистической школы». И далее: «Я думаю, что это одна из заметных выставок последнего времени. Поверьте, я видел все».

Чем же замечательны и притягательны работы вологодского художника? Перед нами — виды старой Вологды, небольших северных городов, суровая и неброская природа родных для художника мест. Валерий Страхов, как и руководитель Вологодского землячества Валентин Купцов, бывший металлург, в молодости работал на сталепрокатном заводе, но живопись его скорее «деревенская», чем городская. Казалось бы, всё это достаточно традиционно и лишено даже малейших ухищрений, на которые идут последователи поп- или соц-арта.

О секрете обаяния мастера говорила в своей речи на открытии выставки искусствовед и литературный критик Капитолина Кокшенёва. «Валерий Страхов — коренной вологодский художник. Его творчество — это академическая школа, которая, как мне кажется, сегодня выражает своё особое отношение к миру. Мы видим, как из современной литературы, из живописи исчезает пейзаж — вслед за природой от нас уходит его человеческое измерение. Страхов рисовал Вологду во все времена года, пейзажи его разные, они и тревожные, и лирические, и ностальгические. Мне особенно близки те его картины, где он рисует деревянную Вологду. Не только потому, что „Русь деревянная“ уходит — дерево стало сейчас признаком роскоши в России, оно дорогое, и только очень состоятельные горожане могут позволить себе традиционный дом. Страхов умеет рисовать дерево. Его творчество не ультра-социально, но оно правдиво, и честно своим желанием продолжить великую русскую школу реалистической живописи. Когда ты смотришь в окна нарисованного Страховым дома, ты чувствуешь, кто там живет. Иногда это обозначено у художника в названии — „Дом печника“, например… Мы часто повторяем слова Достоевского, что мир спасется красотой. На самом деле, мы сегодня живем в той ситуации, когда красота нуждается в защите. И Страхов умеет это делать».

Действительно, в наше время, когда художником называют и Микеланджело, расписавшего Сикстинскую капеллу, и авангардиста, намотавшего на большую катушку пять километров белой верёвки, можно говорить об «измененном искусстве» в «измененном мире». Рубль и доллар оказались большими искусителями для творческой интеллигенции, чем пресс идеологизированного государства. Один небесталанный современный художник как-то заметил в разговоре с коллегами: «В Англии сейчас белые обои в моде. Под них хорошо мои тона подойдут». Размышления вполне резонные, но они принадлежат уже не художнику по духу, а дизайнеру или декоратору! Пожалуй, сегодня уже ясно: человечество либо сохранит себя и свои возможности духовного роста, опираясь на искусство как феномен духовности, либо, понимая искусство как наслаждение, развлечение, эпатаж, элемент комфорта или возможность для получения прибыли превратится в общество сытых и довольных собой человекоподобных роботов, обречённых на самоуничтожение. Но время всё ставит на свои места — в истории русской живописи ХИХ, да и уже ХХ века остались те художники, которые ярко и талантливо выражали духовное здоровье нации.

Страхову, по мнению некоторых исследователей, тоже удается «передать состояние духовной зрелости, духовной наполненности народа, именно той его части, которая сохранила русские традиции». Что же, это достойная, хотя и нелёгкая задача. То, что делает Страхов очень значимо в контексте времени — он продолжает художественные традиции, а это в искусстве так же важно, как продолжение рода, рождение детей в семье. Высокий уровень мастерства Валерия Страхова подчеркнул в своем выступлении на открытии выставки арт-директор галереи «АРТ ПРИМА» Александр Цыплаков : «Столетиями многие поколения художников, стремясь передать красоту мира, открывали и тщательно изучали законы взаимодействия цвета и света, колорита и тона, создавая таким образом „язык живописи“. Язык этот, при видимой простоте, необычайно сложен: для того чтобы изучать его, мало желания и таланта, нужно приложить много усилий, труда и терпения — проходят годы, прежде чем талантливый ученик с помощью учителя усвоит основы живописного мастерства. Валерию Страхову посчастливилось учиться у замечательного художника и талантливого педагога Виктора Григорьевича Цыплакова, воспитавшего у целого поколения российских художников бережное и внимательное отношение к русской реалистической традиции». Поклонники Страхова отмечают ответственное отношение художника к работе, отсутствие легковесности «модных тенденций».

В общем-то, работая в достаточно спокойной теме (вологодский архитектурный пейзаж), Страхов ведет художественную «дискуссию» с эпатажным и крикливым авангардом. Многим до сих пор не дают покоя два миллиона долларов, потраченные на Московскую международную выставку современного искусства в прошлом году: стоило ли вбухивать такие средства в демонстрацию голого человека с красным флагом, к ногам которого прильнули в половом возбуждении две собаки (композиция называется «Русское затмение-1»)?! Вот и Алексей Пушков, ведущий «Постскриптума», задался вопросами: «Кто финансировал гомосексуальные сюжеты в российской части выставки на последнем Венецианском биеннале? Кто за это отвечает? Я не уверен, что это нужно делать за счет государственного бюджета…» Впрочем, курс на культурную революцию, похоже, будет продолжен: очередная Московская биеннале пройдет весной 2007, и на выставку уже выделено государственное финансирование — 52 миллиона рублей. Настойчиво культивируемое Роскультурой разделение на «искусство для масс» и «искусство для элиты» может привести к самым печальным последствиям: пропасть ценностных различий грозит стать непреодолимой. Культура была и остается краеугольным камнем человеческого общежития.

…Говорят, что выставку можно считать удавшейся в том случае, если посетители, рассматривая картины, подумывают: «Хорошо бы ту, а еще эту работу у себя дома повесить». Картины Страхова возвращают нам ощущение Дома — теплого, надёжного, родного. Здесь тебя всегда ждут и всегда рады. Здесь тебя защитят, потому что тебя любят. И потому рождается неповторимое чувство свободы… Так подлинное искусство изменяет мир.


Зима в Вологде, 1997

Осень. Идут дожди, 2004

Благовещенский собор в Сольвычегодске , 1999

Валаам. Монастырская бухта весной, 2005

Сумерки. Вологодский кремль, 2000

Черемуха, 2000

Кострома. Торговые ряды, 2005

Лесное озеро, 2000

На реке Вологде. Лед пошел, 2000