«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)

Вход в личный кабинет


Статьи ( О выставках ):

Романтический реализм
Людмила ЦЫПЛАКОВА
Газета "Новости МСХ", №3. 2012
10.05.2012

Выставка "Романтики реализма", открытая в Московском Доме художника (Кузнецкий мост, 11) с 3 по 20 мая 2012 г., на которой представлены работы 17 известных московских художников: Николая Боровского , Сергея Гавриляченко , Юрия Грищенко , Николая Желтушко, Николая Зайцева , Германа Незнайкина , Игоря Орлова , Юрия Орлова, Геннадия Пасько , Николая Пластова, Валерия Полотнова , Сергея Смирнова, Вячеслава Стекольщикова , Алексея Суховецкого , Владимира Телина , Млады Финогеновой , Александра Цыплакова – редкое и отрадное явление в современной художественной жизни  столицы. Она представляет высокое искусство классической  тонально-колористической живописи, основанной на принципах реализма.

Формально такая  живопись  понятна  всем и не нуждается в специальных комментариях и разъяснениях.  Человек видит  мир в свете и цвете; живописец, использует свет (тон) и цвет (колорит) для изображения красками на холсте фактически существующей формы объектов и окружающего их пространства. Но для чего он это делает?  Если только для того, чтобы поставить перед миром зеркало,  в котором  отразится его внешний вид, то это занятие к искусству  никакого отношения не имеет – в лучшем случае получится более или менее  точная проекция.

В мировой культуре  искусство, как и религия,  собирает, хранит и передает из поколения в поколение знания о невидимой «части» мироздания, главным образом  о мире «горнем», с которым человек связан душевно и духовно.

Цель  реалистической живописи, -  по определению гениального русского пейзажиста 20 века Н.П.Федосова ,  -  состоит в том,  чтобы в изображении  «прийти к преодолению материальности ради духовного, ради художественного образа».

Понятие «художественный образ»  лежит в основе реализма -  метода познания мира, присущего только  искусству. В  процессе его создания живописец  открывает  под  оболочкой природной формы изначальный образ объекта или явления как элемента  божественной системы мироздания, совершенной в своей  гармонии и красоте. В художественном образе зримое соединяется с умозрительным, познаваемое с непостижимым,  и   мы обретаем возможность воспринимать мир во всей полноте его единой и цельной реальности.  И вот тогда,  на наших глазах,  при нашем участии  происходит чудо живописи:  «когда созвучия цветов на холсте производят на душу действие, сходное с действием музыкального аккорда, и когда одновременно краска перестает быть собой, а каким-то волшебством становится золотом закатного неба и серебром осеннего тумана, словом всем, что есть прекрасного на свете, приобретая внутреннее свечение» (Н.П.Федосов).

Значительная  часть экспозиции выставки отдана жанру пейзажа, который объединяет художника и зрителя общим переживанием красоты и радости бытия.  Представление о  красоте в реалистической живописи вообще и в пейзаже в частности -   не интеллектуальное, человек получает его не в результате  размышлений и умозаключений, а путем зрительных впечатлений, с интересом и удовольствием наблюдая за жизнью созданной Творцом природы. В этом смысле пейзаж сакрален, как никакой другой жанр, (за исключением иконописи), поэтому  требует от художника и от зрителя  душевной чуткости и духовной сосредоточенности.

Очевидно, что именно эта особенность пейзажной  живописи ярко проявилась в традиции романтического реализма, который воплощает  в искусстве  характерные черты русского национального мировосприятия: эмоциональность и  отзывчивость, открытость и восприимчивость, любовь к Родине и  стремление к совершенству.

Родившись в Москве,  в кругу художников Московского училища живописи, ваяния и зодчества,  близких А.К.Саврасову,  романтический реализм формировался в творчестве мастеров  «живописного крыла» «Союза русских художников», а  после его ликвидации   более полувека развивался преимущественно  в жанре пейзажа,  аполитичном по определению и потому малоинтересном для советского искусствознания. С  начала своего существования он был антиподом политизированного «критического» реализма и остался таковым по отношению к его преемнику - реализму  «социалистическому».  Это  национальное  течение в отечественной живописи,  имеющее более чем столетнюю историю,  было  чужеродным в концептуально «интернациональном» искусстве советского периода и не вписывалось в схемы партийной пропаганды.   Внешне официальное отторжение  выразилось в безымянности, отсутствие имени как бы лишало его права на существование,   и только в новой России  в начале 21 века  оно,  наконец, получило имя.

История искусствоведческого «открытия» романтического реализма началась зимой 2007 года, когда  галерея «Арт Прима» вместе с Союзом художников России и Вологодской  областной  картинной галереей провела в Центральном Доме художника выставку  русской пейзажной живописи «Образ Родины», в   которой участвовали почти все живописцы представленные в этом издании.  Ее концепция – демонстрация нерушимости реалистической традиции в русской живописи с конца 19 века до наших дней – была удачно реализована в экспозиции.  Выставка,   включавшая около 400 работ 83 русских живописцев, стала серьезным искусствоведческим исследованием и  выявила мощное, исторически сложившееся течение в русском реализме 19 – 21 веков, названное впоследствии романтическим реализмом.

Народная любовь к русскому пейзажу, воспевающему красоту родной земли,  восторженные отзывы людей  разных поколений, социальных групп из многих регионов России позволили  определить основное качество этого течения – глубокую, точнее говоря «кровнородственную» связь с национальным мировоззрением. Для русских красота изначально являлась  несомненным  свидетельством присутствия Господа в этой реальности, поэтому наши предки,  выбирая образ веры, только ее  искали в религиях и обрядах других стран.

Народный идеал совпал с православным представлением  о Царстве Божием как красоте абсолютной, где  «Господь воцарися в лепоту облечеся».  Такое понимание красоты, выводит ее за пределы  эстетической категории, она раскрывается  как божественный  принцип гармоничного мироустройства,  доступный человеческому восприятию. Его невозможно  сформулировать, но именно он является основным  в  романтическом реализме.

Стилевое и жанровое разнообразие, характерное для живописи этого направления, не разъединяет, а напротив, объединяет художников общим стремлением воплотить гармонию  мироздания в красках. «Манер живописи много, - говорил А.К.Саврасов, - дело не  в манере, а в умении видеть красоту».

Первая выставка масштабного  проекта галереи «Арт Прима» «Романтики реализма» была показана  в конце декабря 2007- начале января 2008 года в ЦДХ .  В 2009 году  выставки «Романтики реализма» с успехом прошли  в Санкт-Петербурге и Вологде , а весной 2010 года – в Нижнем Новгороде .

Выставка 2012 года «Романтики реализма. Московские живописцы» на Кузнецком, 11  выходит за границы обычного галерейного проекта: в экспозиции нет ретроспективного раздела, значительно увеличилось число участников – известных художников,  активных  членов Московского Товарищества  живописцев. Безусловное  профессиональное мастерство экспонентов выставки и высокий художественный уровень представленных работ свидетельствуют о том, что традиция романтического реализма полноценно живет и развивается  в  отечественном изобразительном искусстве начала 21 века.


А.В.Цыплаков; Дождливый день на Сретенском бульваре, 2011

И.М.Орлов; Летний пейзаж со стрекозами, 2007

Н.Е.Зайцев; Мамина шкатулка, 2003

Ю.А.Грищенко; Бабье лето, 2003

Г.И.Незнайкин; Осень, 2011

В.П.Полотнов; Полдень, 2000

В.К.Стекольщиков; Борисоглебская звонница; 1988

В.Н.Телин; Зимний вечер, 2006-2008

М.К.Финогенова; Бирюзовый интерьер, 1995