English
«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)
Конец XIX - начало XX века
XX век
Конец XX - начало XXI века
О галерее
Коллекция
Художники
Новости
Выставки
Кинопроекты
Книги и альбомы
О нас пишут
Беседы об искусстве
Контакты
Наши друзья

Главная / О нас пишут / Короткий ХХ век. "ArtTimes". 20.12.2007

Короткий ХХ век. "ArtTimes". 20.12.2007

Как советское искусство становится ХХ веком – дебют нового ярмарочного формата в ЦДХ

В Москве пока представлены далеко не все возможные форматы художественных ярмарок –  активных галерей пока не так много, чтобы они четко делились по профессиональной специфике. Так, например, Салон изящных искусств в Манеже – это смесь вторичного рынка и галерей современного искусства, на Антикварном салоне в ЦДХ по-прежнему продается все – от икон и «ювелирки» до нонконформистов. Существует, конечно, единственная в своем роде российская ярмарка актуального искусства Арт-Москва, но более чем прибыльный во всем мире сегмент, который включает искусство начала и середины ХХ века, пока остается как бы не у дел. И вот теперь царящая в ЦДХ компания Экспо-Парк пытается вырастить новый формат своим собственным, оригинальным путем – из проводившейся два года подряд ярмарки советского искусства.

Modern art – именно к этому формату, судя по высказыванию директора Экспо-Парка Василия Бычкова, стремятся организаторы, – в мировой ярмарочной практике обычно компонуется с актуальным искусством (ярмарки Art Basel, FIAC, Art Cologne).  Но, во-первых, пространство ЦДХ просто физически ограничивает количество участвующих галерей, а во-вторых, статус Арт-Москвы как единственной пока в Москве ярмарки с ясной концепцией остается неприкосновенным. Поэтому для Экспо-Парка остается одно решение – делать ярмарку «Искусство ХХ века» - без советского уклона, но и без современного искусства.

На новой ярмарке участвует гораздо меньше галерей, чем обычно в ЦДХ – всего 42, поэтому и пространства стало заметно больше, что чисто визуально отличает новую ярмарку от загроможденного стендами Антикварного салона и придает ей неожиданно солидный вид.

Обращает на себя внимание «перетасовка» стендов – например, галерея «Ковчег», которая участвует и в Арт-Москве, и в Антивкарном Салоне (что само по себе показательно), с периферии переместилась на одно из самых выигрышных мест на втором этаже, где смогли с комфортом разместиться все участники ярмарки. Максимально далекая от стилистики соцреализма галерея «Ковчег» на этот раз показывает подборку интересных и харáктерных, но вполне доступных по цене работ – от 1 тыс. USD за работы художника-иллюстратора Марка Клячко 1960-х – 1970-х годов до 8-ми тыс. USD за нежную ироничную живопись Екатерины Григорьевой. Книжная графика Клячко знакома многим – он иллюстрировал, например, «Старик и море» Хемингуэя, но показанные на стенде работы тушью и акварелью, в которых возникает бытовая и еврейская тема, гораздо менее известны. Их «Ковчег» причисляет к своим последним открытиям и только начинает показывать публике и потенциальным коллекционерам. Кроме того, на стенде можно увидеть работы других художников, с которыми активно работает галерея – «Обитаемые пейзажи» и литографии «Ветер» Гарифа Басырова и графические работы Александра Максимова.

Работы Максимова, только более ранние –  не 1980-х, а 1960-х годов – есть также на стенде галереи «2.36». Для нее участие в ярмарке стало дебютом – галерея открылась совсем недавно в Спасопесковском переулке, и показала все, на что она способна, в каталоге графики, опубликовав работы из своего собрания и других частных коллекций. Это графика от 1910-х до 2000 годов самых разных художников – от Владимира Стенберга и Митуричей до Турецкого, Свешникова и Вечтомова. Часть работ из каталога представлена на стенде под тем же общим заголовком – «Знаковая линия», а после ярмарки выставка переедет в постоянное помещение галереи. Поскольку художники и периоды представлены очень разные, то и цены на стенде варьируются от 1 до 20 тысяч USD.

Участники ярмарки как на подбор демонстрируют самые разные ипостаси искусства советского периода, который в таком варианте действительно становится скорее «ХХ веком». Так, галерея «Веллум» показала работы Ильи Табенкина 70-х – 80-х годов – мини-выставку, где для полноты картины воссоздана даже постановка для одного из классических табенкинских натюрмортов. Илья Табенкин остается «нераскрученным», хотя работы этого художника очень ровные по качеству и, что называется, в высшей степени самобытные: много лет художник писал композиции с фигурками, которые только условно можно назвать натюрмортами – это, скорее, метафизические пейзажи. Только недавно Табенкина начали постепенно показывать коллекционерам – например, два года назад в Лондоне выставка его работ прошла в Matthew Bown Gallery. Все работы на стенде галереи «Веллум» происходят из семьи, точнее, из собрания сына – Льва Табенкина, тоже художника. По словам галеристки Любови Агафоновой, цены на стенде – порядка 15 тыс. USD. Это стандартная цена для работ Табенкина, которые, как уже было сказано, очень ровные по качеству.

Звезда Антикварных салонов – галерея «Элизиум», чей стенд, разумеется, также сугубо «неофициален», в очередной раз блеснула своим умением находить незаурядные работы с прекрасным провенансом. На этой ярмарке директор галереи Марина Молчанова представляет работы из одного частного собрания – коллекции Евгения Корешкова, которая составлялась последние 8 лет. Особо здесь выделяются работы Яковлева, которые ранее находились в коллекции известного собирателя Александра Леонидовича Мясникова – «Геометрическая композиция», середина 1960-х, и «Портрет профессора А.Л. Мясникова» 1964 года. По словам Марины Молчановой, порядок цен на них – 50 – 60 тыс. USD. Среди представленных работ из собрания Корешкова – практически все необходимые имена – Штейнберг, Мастеркова, Зверев. Есть поздний Рабин и ранний Чубаров – до того, как он попал в орбиту галериста Гари Татинцяна – «Автопортрет с молотком» 1978 года.

Владимир Яковлев оказался козырной картой и для галереи «Маяк». Большая часть стенда этой галереи посвящена пейзажным работам другого художника – Николая Кузнецова, ученика главного русского импрессиониста Коровина. Цены на Кузнецова варьируются от 3 тыс. USD за небольшие пейзажи до 40 тыс. USD за работу «Дриада» 1915 года. Галерея, в распоряжении которой оказалось наследие художника и его архив, планирует в начале года издать каталог. Однако галерист Александр Цыбин особенно гордится представленной на стенде «Абстракцией» Яковлева, 1959, из коллекции М. Гробмана. Работа уже успела найти покупателя и, по словам самого Цыбина, с лихвой опередила по стоимости рекордную «Кошку с птицей», 1981 года, ушедшую за 48 тысяч USD на нью-йоркском Sotheby's в мае 2006. Рядом на стенде «Маяка» висит другой Яковлев –  иллюстрация к стихотворению Г. Айги «Из зимнего окна» 1966 года.

Нет ничего удивительного в том, что пейзаж, как наименее ангажированный с точки зрения пропаганды жанр, привлекает дилеров, делающих ставку на качественную живопись советского периода. Открывшаяся два назад галерея «Арт-Прима», не убоявшись маститых искусствоведов, даже предложила собственный термин для таких приятных коллекционерскому глазу художников – «романтики реализма». Под это определение на стенде «Арт-Примы» попадают и проделавший путь от передвижников до революционного АХРРа Бялыницкий-Бируля, и популярные у любителей советского искусства Владимир Стожаров и братья Ткачевы, и ныне здравствующие авторы старой закалки. По словам директора галереи Анастасии Цыплаковой, «Арт-Прима» в своей деятельности использует проверенный советский принцип «худсовета», консультируясь со своими авторами – благо преемственность в Академии художеств соблюдалась свято.

Одним из немногих островков реализма, незамутненного дополнительной романтикой, остается стенд галереи «Форма», которая показывает работы одного, зато прекрасно вписавшегося в формат художника – Николая Фурманкова. Ученик образцового соцреалиста Б.В. Иогансона и Сергея Герасимова, Фурманков писал пейзажи, военные сюжеты и рабочий класс в различных жизненных ситуациях. Генеральный директор галереи Владимир Соколов обращает особенное внимание на «гражданственность» этой в принципе лишенной явного официоза живописи. Действительно, патриотический пафос сейчас вполне актуален, но соцреалистами интересуются не только у нас – на стенде «Формы» можно было побеседовать с Вольфгангом Баумом, представителем немецкой фирмы R. Nicolay & Sohn, которая снабжает европейских клиентов искусством советского периода.

У зарубежных коллекционеров при определенном стечении обстоятельств неплохо идет не только типичный соцреализм. Владимир Каплунов на своем стенде представляет художника Ивана Годлевского, который в 90-е годы выставлялся, продавался и жил во Франции. Галерея Каплунова не стала отрываться от коллектива – Годлевский прежде всего пейзажист. Во Францию член Ленинградского Союза Художников попал благодаря самому Владимиру Каплунову, а также парижскому аукционному дому Drouot, где в 1991 году впервые были показаны и проданы его работы. Подчеркивая «легитимность» Годлевского, Владимир Каплунов, как фокусник, предъявляет впечатляющий факт: из 150 выставленных в 1991 году на Drouot работ было продано 148. Ярмарка в ЦДХ – не Drouot, и время сейчас другое – цены на представленные работы Годлевского, по словам Каплунова, варьируются от 20 до 40 тыс. USD. И клиенты находятся – например, работа «Домик Арины Родионовны» (1958) ушла со стенда за 30 тыс. USD.

По сложившийся на ярмарках в ЦДХ оригинальной традиции, галерея «Совком» представляет на ярмарке лоты своего тематического аукциона «Соцреализм – другое искусство», который пройдет 15 октября. Подробнее об аукционе, который по законам жанра должен составлять непримиримую конкуренцию предложениям галеристов, но в ЦДХ мирно соседствует с ними как лев и ягненок в райских кущах – в интервью Art Times с Юрием Тюхтиным.

О нас пишут
Великий мастер жил рядом. Газета "Правда".№ 45, 30/04-04/05 2009
Великий мастер жил рядом. Газета Губерния. 17.04.2009.
Коротко о значимых событиях столицы. Телеканал "Культура".15.04.2009.
Московские торги сентября.(www.art-times.ru.03.09.2008).
Фрагмент статьи "Реалистический подход".(www.art-times.ru.06.02.2008).
Дом романтиков. "Литературная газета".№41.2008-10-08.
Другое лицо Москвы.Газета "Вечерняя Москва".№168. 15.09.2008
Искусство не дешевеет.Журнал "Бюджет", февраль, 2009.
Романтический мастер. Газета "Правда". 13-16.02.09.
Как поживаете? "Итоги". №30.22.07.08
Расшифровка Телина. "Столичный депутат". декабрь.2008
Круг казачьей жизни.Вестник актуальных прогнозов."Россия:Третье тысячелетие".№17. 2008.
Песня о русском казачестве.Журнал "Художественная школа".№6(27).2008.
Светоносная живопись. "Мир живописи".№12.2008.
Его называют гением русского века. Газета "Правда".16-19.01.2009.
Гений русского века. Ежедневные Новости Подмосковье.27.12.2008.
Плащаница Вселенной. Губерния. 11.12.2008
Свидание с классиком. "Губерния".23.12.2008.
Гений русского века. Аркадий Пластов в "Арт Прима".Газета "Культура". 18. 12.2008.
Сцены из жизни на полотнах Аркадия Пластова. "Вечерняя Москва".12.12.2008
«Гений русского века» – Аркадий Пластов. Телеканал "Культура". 05.12.2008.
Гений русского века. "Коммерсантъ-Weekend". 05.12.2008
Я - русский и этим горжусь. Литературная газета. 10.12.2008.
О творчестве художника Аркадия Пластова. Телеканал "Культура". 31.01.2008
Отчизна и Воля. "Губерния". 25.10.2008
Магия холста и красок. "Столичный депутат", октябрь, 2008
Вечная современность реализма. Вестник актуальных прогнозов. "Россия. Третье тысячелетие" № 16 2008
Тайна живописи. "Мир живописи". №5-6 2008
Место и время. Художник Валерий Страхов. "Artcouncil. Художественный совет". № 4, 2008
Романтики реализма: Валерий Страхов. Известия. Московская неделя. №130, 18 июля 2008
Русь, восходящая на полотне и в жизни. "Правда", № 78, 2008
Персональная выставка Валерия Страхова открылась в галерее "Арт Прима". "Ваш досуг", 17-27.07.2008
Валерий Страхов: «Художнику мало знать, ему надо изведать». Канал "Культура", 12.07.2008
Алексей Суховецкий. "Округа", №18, 8-14 мая 2008
Камень и время. "Губерния", No18, 03.05.2008
Прихотливая зависимость вечного и бренного. "Век", 29.04.2008
Между домом и храмом. "Губерния", No12, 22.03.2008
Светлая Родина Михаила Абакумова. "Правда", № 28 18-19 марта 2008
Не открывает волшебник тайны своего мастерства. «Век», 17.03.2008
Романтики реализма. "Мир живописи", №1-2 2008
Романтики реализма. "Artcouncil. Художественный совет", №1 2008
Покупайте русское. «CFO RUSSIA», январь-февраль 2008
Обитаемый остров. "Губерния", No3, 19.01.2008
Романтики реализма. Известия. Московская неделя, №240/241, 28.12.2007
"Романтики реализма" в галерее "Арт Прима". «Коммерсантъ-Weekend», № 70(46), 28.12.2007
Личное прошлое – "Общее место". "Независимая газета", 25.12.2007
Короткий ХХ век. "ArtTimes". 20.12.2007
Больше романтики! Больше реализма! "Русский антиквариат", 09.11.2007
Образ Родины. Он особенный. «Вернисаж», №1, февраль 2007
Образ Родины. «Мир живописи», №1-2 2007
Уютный образ Родины. Радиостанция «Культура», «Новости культуры»
Десять дней российского пейзажа. «Красный Север», 08.02.2007
Малая Родина — в Москве! Радиостанция «Трансмит», 06.02.2007
Распродажа Родины. «Культура», №05, 8 - 14 февраля 2007г.
Невыносимые осины. «Ведомости», №19, 05.02.2007
Здесь у всех одна Родина. Канал "Россия", "Вести-Москва", 02.02.2007
Лучшие образцы пейзажной живописи за последние 150 лет представлены в ЦДХ. СПБ-ТАСС, 1 февраля 2007
Образ Родины. Канал «Культура», «Новости культуры», 01.02.2007
На дальней станции сойду. «Новые известия», 01.02.2007
«Образ Родины» в ЦДХ. «Коммерсантъ-Weekend», 26.01.2007
Куст ракиты над рекой. «Ваш досуг», 25.01.07-04.02.07
Деревянная Вологда Валерия Страхова. «Учительская газета», №44 (10125), 31.10.2006
Ценности подлинные и мнимые. «Время», № 31 - 32 (551 - 552), 28.09.2006

Пишите нам: [email protected]

© Права защищены. 2006 г.
Галерея «Арт Прима».