English
«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)
Конец XIX - начало XX века
XX век
Конец XX - начало XXI века
О галерее
Коллекция
Художники
Новости
Выставки
Кинопроекты
Книги и альбомы
О нас пишут
Беседы об искусстве
Книга отзывов
Наши друзья
Контакты

Главная / О нас пишут / Покупайте русское. «CFO RUSSIA», январь-февраль 2008

Покупайте русское. «CFO RUSSIA», январь-февраль 2008

Стоимость коллекции российской реалистической живописи может вырасти за несколько лет в разы

Резкий скачок цен на русское искусство XIX-XX веков, который произошел в последние годы, вызвал немало толков среди специалистов. Скептики утверждают, что хороших работ не хватает, а подделок много, и вообще западные авторы значительно превосходят большинство наших художников. Но есть коллекционеры, которые убеждены, что русская живопись имеет высокий потенциал.

«Я не считаю, что русское искусство по отношению к европейскому вторично. Сегодня наша живопись вызывает больший интерес, чем западная (по крайней мере, у нас в стране). Русские художники недооценены, а ведь именно за ними будущее», - уверен Александр Котелевский, продюсер, директор киностудии «Реал-Дакота». Когда три года назад он вместе с друзьями решил создать частное собрание художников-реалистов, сформированное по принципу единой коллекции, то сразу стало понятно: от опоры на первые имена придется отказаться. «Маловероятно собрать единую коллекцию из картин Шишкина, Жуковского, Левитана или. Поленова, в которой были бы представлены различные периоды творчества художников, - все значимые работы давно осели в музеях или частных коллекциях, а работы высокого уровня на рынке большая редкость. Да и цена того, что изредка появлялось, была заоблачной», - рассказывает Котелевский.

Кроме того, когда имеешь дело со знаменитыми художниками, риск столкнуться с подделкой или неверно атрибутированной работой очень велик. «Если видишь уникальную вещь, которую только что достали с чердака бабушки, брать без атрибуции категорически не рекомендую. Художники вместе выезжали на пленэр, жили колониями и, естественно, правили и дописывали работы друг друга, ученики писали списки, делали копии. Разбираться в этой головоломке нужно искусствоведам, а, к большому сожалению, экспертов, готовых нести ответственность за свои заключения, в России практически нет», - уверен галерист.

Из всего многообразия жанров и стилей Котелевский и его товарищи выбрали русский реалистический пейзаж. «Наш выбор носил не материальный, а эмоциональный характер, просто это искусство нам очень нравится», - пояснил он. И, чтобы дело было поставлено на профессиональный лад, друзья основали галерею «Арт-Прима» (которая сегодня обладает собранием более чем из тысячи полотен реалистической живописи XIX-XX веков).

Сначала они обратили внимание на художников 30-40 годов XX века, потом перешли к современным авторам, «романтикам реализма», которых считают наследниками передвижников, Союза русских художников и советской академической школы живописи.

«Мы выбрали несколько десятков художников, представлявших академическую школу живописи советского периода: Аркадия Пластова, Владимира Стожарова, Сергея Герасимова, а также Виктора Цыплакова, Никиту Федосова, Ефрема Зверькова и др. По сравнению с XIX и началом XX века здесь намного больше предложений. Помимо этого в коллекцию попала группа из 14 художников, основанная в 1974 году - «Романтики реализма», куда вошли Владимир Щербаков, Валерий Страхов, Михаил Абакумов и другие», - объяснил Котелевский. За пару лет стоимость коллекции выросла в три раза. Кстати, искусствоведы и эксперты рынка недоумевают, почему инвесторы обходят стороной реализм 30-40 годов прошлого века. Одни объясняют это равнодушием западного рынка, на который ориентированы отечественные покупатели, к русским реалистам. Как известно, представление о российском искусстве на Западе весьма своеобразно: после таких художников, как Репин, Маковский, Серов и Коровин, через запятую идет авангард (Гончарова, Ларионов, Малевич, Шагал, Экстер), а потом сразу же нонконформисты. Поэтому советские авторы 1930-1970-х годов на аукционах фигурируют лишь изредка.

Например, «Ода Весне» Александра Дейнеки в 2004 году на Sotheby's собрала $240 тыс., а в 2005-м на этом же аукционе «Полдень» братьев Ткачевых выручил $130 тыс. Но это скорее исключение даже для таких художников. Прочие же широко известные в России имена - Пименов, Герасимов, Нечитайло, Грицай, Пластов и другие - редкие гости на аукционах.

Еще одной причиной, по которой реализм «проскакивали» и отечественные коллекционеры даже в советское время, была система госзаказов и госзакупок, которая поддерживала исключительно лояльных художников, стоявших на позиции соцреализма, хотя только они и создавали масштабные произведения. Работы этих художников попросту дорого стоили и сразу выкупались государством.

Котелевский считает, что сегодня ситуация изменилась: «Картины моего любимого Аркадия Пластова, писавшего в импрессионистской манере (его колхозные праздники сродни «Бульвару Виши» Константина Коровина), три года назад можно было приобрести за $5-7 тыс., а сейчас даже у наследников цены не ниже $20-30 тыс. Собирать его интересно еще и по той причине, что осталось большое наследство: на рынке есть его работы высокого уровня живописи, законченные и подписанные, не говоря уже о сотнях этюдов».

Александр Котелевский уверен, что такая же инвестиционная судьба ждет и современных художников-реалистов, «Существенным фактором, говорящим в пользу приобретения работ современников, является возможность купить их непосредственно у авторов за весьма скромные суммы. Например, еще три года назад этюды Михаила Абакумова стоили не более $500, теперь они оцениваются не ниже $1,5-2 тыс. А с тех пор как картины Алексея Суховецкого стали продаваться в американских галереях, цены поднялись с $2-3 тыс. до $10-15 тыс.», - отметил он.

По мнению экспертов, привлекательность инвестиций в русскую реалистическую живопись еще и в том, что цены на них не так завышены, как на актуальное искусство, при этом перспективы роста у таких работ на антикварном арт-рынке значительно выше.

«По моему глубокому убеждению, большинство актуальных художников сейчас - итог «фабрики звезд», продукт пиара галеристов и дилеров, при том что многие банально карандаша в руках не держали. А высокий уровень живописных работ русской реалистической школы - гарантия того, что эти вещи останутся в истории, они вне моды и течений. Да и вдохновение, талант и труд тоже чего-то стоят», - убежден Котелевский.

Мария Ганиянц

О нас пишут
Валерий Полотнов. "Преображение пейзажа". Л.В.Цыплакова, А.В.Цыплаков. Газета "Новости МСХ. №12.2009
Созерцание сердцем. Газета "Правда". №142.22-23.2009
"Война и мир Алексея Жабского". Журнал "Художник"
Никита Федосов. Таинство пейзажа. Газета "Новости МСХ".№10.2009
"Созерцание сердцем"- живопись Валерия Полотнова. Телеканал "Культура". 25.11.2009
Песня о земле. Валерий Павлович Полотнов. Газета "Литературная Россия". №43-44.28.10.2005
Слушание с Владимиром Телиным. Газета Rheinscher Merkur.№25.2009
"Таинство пейзажа" Никиты Федосова. Людмила Солнышкина. Телеканал "Культура"
Александр ЦЫПЛАКОВ: Энергия города. Газета "Красный Север". №100.03.09.2009
Игорь ОРЛОВ: «Жить подробно и долго» . Газета "Красный Север". №97.27.08.2009
Сергей ГАВРИЛЯЧЕНКО: Певец казачьей судьбы. Газета "Красный Север".№94.20.08.2009
Алексей СУХОВЕЦКИЙ: столкновение эпох. Газета "Красный Север". №91.13.08.2009
Михаил АБАКУМОВ -солнечная кисть России. Газета "Красный Север".№88.06.08. 2009
Владимир ТЕЛИН: Художник Русского бытия. Газета "Красный Север". №85.30.07.2009
Владимир ЩЕРБАКОВ: Жизнь как благо. Газета "Красный Север". №82.23.07.2009
Великая традиция русского искусства. Газета "Красный Север". №79.16.07.2009
Романтики выходят из тени. Газета "Правда". 29.06.2009
Картины милой старины. Газета "Санкт-Петербургские Ведомости". № 114. 25.06.2009
Ой ты, гой еси...Газета "Вечерний Петербург". 29.06.2009
Вручена медаль имени В. Сурикова.Газета "Утро Петербурга". № 64-65, 25-28.06.2009
Пейзажи «с чувством». В Вологде начал работать выставочный проект «Романтики реализма». СеверИнфо.
Приветствие полномочного представителя Президента РФ И.И Клебанова в СЗ федеральном округе
Приветствие от Министра культуры РФ Авдеева А.А.
Великий мастер жил рядом. Газета "Правда".№ 45, 30/04-04/05 2009
Великий мастер жил рядом. Газета Губерния. 17.04.2009.
Коротко о значимых событиях столицы. Телеканал "Культура".15.04.2009.
Московские торги сентября.(www.art-times.ru.03.09.2008).
Фрагмент статьи "Реалистический подход".(www.art-times.ru.06.02.2008).
Дом романтиков. "Литературная газета".№41.2008-10-08.
Другое лицо Москвы.Газета "Вечерняя Москва".№168. 15.09.2008
Искусство не дешевеет. Журнал "Бюджет", февраль, 2009.
Романтический мастер. Газета "Правда". 13-16.02.09.
Как поживаете? "Итоги". №30.22.07.08
Расшифровка Телина. "Столичный депутат". декабрь.2008
Круг казачьей жизни.Вестник актуальных прогнозов."Россия:Третье тысячелетие".№17. 2008.
Песня о русском казачестве.Журнал "Художественная школа".№6(27).2008.
Светоносная живопись. "Мир живописи".№12.2008.
Его называют гением русского века. Газета "Правда".16-19.01.2009.
Гений русского века. Ежедневные Новости Подмосковье.27.12.2008.
Плащаница Вселенной. Губернiя. 11.12.2008
Свидание с классиком. "Губерния".23.12.2008.
Гений русского века. Аркадий Пластов в "Арт Прима".Газета "Культура". 18. 12.2008.
Сцены из жизни на полотнах Аркадия Пластова. "Вечерняя Москва".12.12.2008
«Гений русского века» – Аркадий Пластов. Телеканал "Культура". 05.12.2008.
Гений русского века. "Коммерсантъ-Weekend". 05.12.2008
Я - русский и этим горжусь. Литературная газета. 10.12.2008.
О творчестве художника Аркадия Пластова. Телеканал "Культура". 31.01.2008
Отчизна и Воля. "Губерния". 25.10.2008
Магия холста и красок. "Столичный депутат", октябрь, 2008
Вечная современность реализма. Вестник актуальных прогнозов. "Россия. Третье тысячелетие" № 16 2008
Тайна живописи. "Мир живописи". №5-6 2008
Место и время. Художник Валерий Страхов. "Artcouncil. Художественный совет". № 4, 2008
Романтики реализма: Валерий Страхов. Известия. Московская неделя. №130, 18 июля 2008
Русь, восходящая на полотне и в жизни. "Правда", № 78, 2008
Персональная выставка Валерия Страхова открылась в галерее "Арт Прима". "Ваш досуг", 17-27.07.2008
Валерий Страхов: «Художнику мало знать, ему надо изведать». Канал "Культура", 12.07.2008
Валерий СТРАХОВ: Секрет натурного пейзажиста. Газета "Ступени вологодские". №43(108)
Валерий ПОЛОТНОВ: «Давать людям свет и надежду». Газета "Красный Север. №28.20.11.2008
Алексей Суховецкий. "Округа", №18, 8-14 мая 2008
Камень и время. "Губерния", No18, 03.05.2008
Прихотливая зависимость вечного и бренного. "Век", 29.04.2008
Между домом и храмом. "Губерния", No12, 22.03.2008
Светлая Родина Михаила Абакумова. "Правда", № 28 18-19 марта 2008
Не открывает волшебник тайны своего мастерства. «Век», 17.03.2008
Романтики реализма. "Мир живописи", №1-2 2008
Романтики реализма. "Artcouncil. Художественный совет", №1 2008
Покупайте русское. «CFO RUSSIA», январь-февраль 2008
Обитаемый остров. "Губерния", No3, 19.01.2008
Романтики реализма. Известия. Московская неделя, №240/241, 28.12.2007
"Романтики реализма" в галерее "Арт Прима". «Коммерсантъ-Weekend», № 70(46), 28.12.2007
Личное прошлое – "Общее место". "Независимая газета", 25.12.2007
Короткий ХХ век. "ArtTimes". 20.12.2007
Больше романтики! Больше реализма! "Русский антиквариат", 09.11.2007
Образ Родины. «Мир живописи», №1-2 2007
Уютный образ Родины. Радиостанция «Культура», «Новости культуры»
Десять дней российского пейзажа. «Красный Север», 08.02.2007
Малая Родина — в Москве! Радиостанция «Трансмит», 06.02.2007
Распродажа Родины. «Культура», №05, 8 - 14 февраля 2007г.
Невыносимые осины. «Ведомости», №19, 05.02.2007
Здесь у всех одна Родина. Канал "Россия", "Вести-Москва", 02.02.2007
Лучшие образцы пейзажной живописи за последние 150 лет представлены в ЦДХ. СПБ-ТАСС, 1 февраля 2007
Образ Родины. Канал «Культура», «Новости культуры», 01.02.2007
На дальней станции сойду. «Новые известия», 01.02.2007
«Образ Родины» в ЦДХ. «Коммерсантъ-Weekend», 26.01.2007
Куст ракиты над рекой. «Ваш досуг», 25.01.07-04.02.07
Деревянная Вологда Валерия Страхова. «Учительская газета», №44 (10125), 31.10.2006
Ценности подлинные и мнимые. «Время», № 31 - 32 (551 - 552), 28.09.2006

Пишите нам: [email protected]

© Права защищены. 2006 г.
Галерея «Арт Прима».