English
«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)
Конец XIX - начало XX века
XX век
Конец XX - начало XXI века
О галерее
Коллекция
Художники
Новости
Выставки
Кинопроекты
Книги и альбомы
О нас пишут
Беседы об искусстве
Книга отзывов
Наши друзья
Контакты

Главная / О нас пишут / Сергей ГАВРИЛЯЧЕНКО: Певец казачьей судьбы. Газета "Красный Север".№94.20.08.2009

Сергей ГАВРИЛЯЧЕНКО: Певец казачьей судьбы. Газета "Красный Север".№94.20.08.2009

Сергей Александрович Гавриляченко, чьи работы представлены в Вологде на выставке «Романтики реализма», избрал в своём творчестве особенную, мало разработанную в изобразительном искусстве тему русского казачества, известную всем по двум гениальным произведениям: роману Михаила Шолохова «Тихий Дон» и его экранизации, сделанной Сергеем Герасимовым. Обращение к жизни казачества было совершенно естественным для этого художника. Он, рождённый в 1956 году в городе Шахты Ростовской области на земле Войска Донского, генетически ощущает свою неразрывную связь с жизнью и переживаниями своих предков. Вероятно, поэтому его видение темы оказалось исключительно самобытным. Имея таких предшественников, он сумел найти свой подход к трактовке столь серьёзной темы; в отличие от их монументальных эпических панорам живописец создал особый тип исторической картины камерного характера с упором на психологический аспект восприятия и поэтическую интерпретацию бытовых ситуаций.

Чтобы придти к обретению собственной индивидуальности, будущему художнику предстояло закончить педагогический институт в Ростове-на-Дону и Московский художественный институт имени В.И. Сурикова - главную школу для большинства «романтиков реализма». Очень важна была для Гаврилячен-ко роль педагогов. К.А. Тутеволь -любимая ученица А.А. Дейнеки, дала установку на осмысленность творчества и анализ поставленных перед собой задач. Эти заветы оказались очень близки внутреннему психологическому настрою молодого художника. В результате он, талантливый живописец, является и успешным педагогом, и даже своеобычным искусствоведом. Прекрасный колорист, лирик В.Н. Забелин, привил ученикам вкус к «эстетике цветового воплощения образа». Решающую роль в формировании мировоззрения Гавриляченко и не только его, а многих художников и прежде всего «романтиков реализма», сыграл кандидат искусствоведения Н.Н. Третьяков, идеи которого во многом послужили теоретическим фундаментом всего этого направления.

Начало творческой деятельности Сергея Гавриляченко выпало на 1980-е годы, когда историзм в живописи становится характерным для многих выпускников художественных вузов. Почитая гениального В.И. Сурикова, живописец считает важнейшим качеством современного исторического художника «переживать извечную родовую судьбу как свою собственную». История социальных потрясений, вызванных революцией 1917 года и Гражданской войной, пережитых Россией в начале ХХ века, была настолько сложна и трагична, что осознание её подлинной природы никогда не было полным. И если современники воспринимали происходящее скорее как смуту, то в наши дни с опубликованием новых фактов открылся её глобальный трагедийный смысл. Гавриляченко, как человек, родившийся во второй половине ХХ века, обладает способностью видеть непоправимость братоубийственной Гражданской войны. Внешне его небольшие полотна не поражают так, как это происходит с полотнами Сурикова или романом Шолохова и фильмом Герасимова. Но в них есть своя глубинная, звучащая удивительно тонко и точно нота психологической правды, возможно, самая главная в гуманистическом постижении истории. Картина «1913 год» (2006) - наиболее масштабный образ в его казачьей серии. Как в моментальном снимке в ней собраны все представители области Войска Донского перед великой смутой, перед сломом в российской истории. Стремясь быть объективным, автор не использует спецэффекты, но обращается к параллелям из мифологии и религии. Так, в сюжете полотна «Исход» (1992), где показано трагическое бегство мирных жителей из родного дома в неизвестность, явно прослеживается сравнение с евангельским «Бегством в Египет». В «Отдыхающем Марсе» (1995) казак уподобляется римскому богу войны, а во « Всадниках» (2000) персонажи напоминают всадников Апокалипсиса.

Но ближе художнику всё же человеческая, сокровенная сторона давно произошедших событий, которая и является важнейшей не только для конкретного времени, но и в исторической перспективе, так как именно её мы способны постичь и оценить своим сердцем. Стремясь верно угадать психологию чувств, владевших людьми в конкретном месте и времени, Гавриляченко многократно обращается к одному и тому же сюжету - проводам, ожиданию, встрече. Он ищет идеальную компоновку фигур, композиционно-ритмическую и колористическую организацию холста. Он всегда работает с натуры, что не только оттачивает его художественный почерк, но и сохраняет правду передаваемого. Пишет он подолгу, накладывая краску многослойно, часто соскабливая её и прописывая снова и снова, уплотняя пластическую структуру изображения, добиваясь тонкости цветовых соотношений при насыщении густоты и звучности. В результате мы каждый раз ощущаем новое музыкально-поэтическое звучание темы, определяемое изменением количества фигур, их незначительными поворотами, переменой формата полотна и другими внешне малозначительными, но принципиально важными для живописи деталями. Особенно интересно это наблюдать в сюжете «Стремянная». Молодая жена казака подносит ему по обычаю последнюю прощальную рюмочку, которую он выпивает, вставая в стремена, уже сидя на коне. Продолжение этой психологически очень напряжённой ситуации происходит в мотиве ожидания. В нём та же буквально точёная женская фигурка, показанная со спины, устремлена вдаль, ожидая любимого. В картине «Стремянная. Казачьи проводы» (1999) собраны все персонажи - казак и его жена, маленький сын и старики-родители. В полотне «Стригуны» очень трогательно изображён малыш в казачьей форме на таком же, как и он, маленьком жеребёнке-стригуне. Теплота, сердечность переживания Сергеем Гавриляченко внешне обыденных, но важных житейских ситуаций казачьего быта покоряют своей правдой и уловленным тончайшим психологизмом, делая его полотна значительной страницей современной российской живописи.

Ирина БАЛАШОВА

О нас пишут
Валерий Полотнов. "Преображение пейзажа". Л.В.Цыплакова, А.В.Цыплаков. Газета "Новости МСХ. №12.2009
Созерцание сердцем. Газета "Правда". №142.22-23.2009
"Война и мир Алексея Жабского". Журнал "Художник"
Никита Федосов. Таинство пейзажа. Газета "Новости МСХ".№10.2009
"Созерцание сердцем"- живопись Валерия Полотнова. Телеканал "Культура". 25.11.2009
Песня о земле. Валерий Павлович Полотнов. Газета "Литературная Россия". №43-44.28.10.2005
Слушание с Владимиром Телиным. Газета Rheinscher Merkur.№25.2009
"Таинство пейзажа" Никиты Федосова. Людмила Солнышкина. Телеканал "Культура"
Александр ЦЫПЛАКОВ: Энергия города. Газета "Красный Север". №100.03.09.2009
Игорь ОРЛОВ: «Жить подробно и долго» . Газета "Красный Север". №97.27.08.2009
Сергей ГАВРИЛЯЧЕНКО: Певец казачьей судьбы. Газета "Красный Север".№94.20.08.2009
Алексей СУХОВЕЦКИЙ: столкновение эпох. Газета "Красный Север". №91.13.08.2009
Михаил АБАКУМОВ -солнечная кисть России. Газета "Красный Север".№88.06.08. 2009
Владимир ТЕЛИН: Художник Русского бытия. Газета "Красный Север". №85.30.07.2009
Владимир ЩЕРБАКОВ: Жизнь как благо. Газета "Красный Север". №82.23.07.2009
Великая традиция русского искусства. Газета "Красный Север". №79.16.07.2009
Романтики выходят из тени. Газета "Правда". 29.06.2009
Картины милой старины. Газета "Санкт-Петербургские Ведомости". № 114. 25.06.2009
Ой ты, гой еси...Газета "Вечерний Петербург". 29.06.2009
Вручена медаль имени В. Сурикова.Газета "Утро Петербурга". № 64-65, 25-28.06.2009
Пейзажи «с чувством». В Вологде начал работать выставочный проект «Романтики реализма». СеверИнфо.
Приветствие полномочного представителя Президента РФ И.И Клебанова в СЗ федеральном округе
Приветствие от Министра культуры РФ Авдеева А.А.
Великий мастер жил рядом. Газета "Правда".№ 45, 30/04-04/05 2009
Великий мастер жил рядом. Газета Губерния. 17.04.2009.
Коротко о значимых событиях столицы. Телеканал "Культура".15.04.2009.
Московские торги сентября.(www.art-times.ru.03.09.2008).
Фрагмент статьи "Реалистический подход".(www.art-times.ru.06.02.2008).
Дом романтиков. "Литературная газета".№41.2008-10-08.
Другое лицо Москвы.Газета "Вечерняя Москва".№168. 15.09.2008
Искусство не дешевеет. Журнал "Бюджет", февраль, 2009.
Романтический мастер. Газета "Правда". 13-16.02.09.
Как поживаете? "Итоги". №30.22.07.08
Расшифровка Телина. "Столичный депутат". декабрь.2008
Круг казачьей жизни.Вестник актуальных прогнозов."Россия:Третье тысячелетие".№17. 2008.
Песня о русском казачестве.Журнал "Художественная школа".№6(27).2008.
Светоносная живопись. "Мир живописи".№12.2008.
Его называют гением русского века. Газета "Правда".16-19.01.2009.
Гений русского века. Ежедневные Новости Подмосковье.27.12.2008.
Плащаница Вселенной. Губерния. 11.12.2008
Свидание с классиком. "Губерния".23.12.2008.
Гений русского века. Аркадий Пластов в "Арт Прима".Газета "Культура". 18. 12.2008.
Сцены из жизни на полотнах Аркадия Пластова. "Вечерняя Москва".12.12.2008
«Гений русского века» – Аркадий Пластов. Телеканал "Культура". 05.12.2008.
Гений русского века. "Коммерсантъ-Weekend". 05.12.2008
Я - русский и этим горжусь. Литературная газета. 10.12.2008.
О творчестве художника Аркадия Пластова. Телеканал "Культура". 31.01.2008
Отчизна и Воля. "Губерния". 25.10.2008
Магия холста и красок. "Столичный депутат", октябрь, 2008
Вечная современность реализма. Вестник актуальных прогнозов. "Россия. Третье тысячелетие" № 16 2008
Тайна живописи. "Мир живописи". №5-6 2008
Место и время. Художник Валерий Страхов. "Artcouncil. Художественный совет". № 4, 2008
Романтики реализма: Валерий Страхов. Известия. Московская неделя. №130, 18 июля 2008
Русь, восходящая на полотне и в жизни. "Правда", № 78, 2008
Персональная выставка Валерия Страхова открылась в галерее "Арт Прима". "Ваш досуг", 17-27.07.2008
Валерий Страхов: «Художнику мало знать, ему надо изведать». Канал "Культура", 12.07.2008
Валерий СТРАХОВ: Секрет натурного пейзажиста. Газета "Ступени вологодские". №43(108)
Валерий ПОЛОТНОВ: «Давать людям свет и надежду». Газета "Красный Север. №28.20.11.2008
Алексей Суховецкий. "Округа", №18, 8-14 мая 2008
Камень и время. "Губерния", No18, 03.05.2008
Прихотливая зависимость вечного и бренного. "Век", 29.04.2008
Между домом и храмом. "Губерния", No12, 22.03.2008
Светлая Родина Михаила Абакумова. "Правда", № 28 18-19 марта 2008
Не открывает волшебник тайны своего мастерства. «Век», 17.03.2008
Романтики реализма. "Мир живописи", №1-2 2008
Романтики реализма. "Artcouncil. Художественный совет", №1 2008
Покупайте русское. «CFO RUSSIA», январь-февраль 2008
Обитаемый остров. "Губерния", No3, 19.01.2008
Романтики реализма. Известия. Московская неделя, №240/241, 28.12.2007
"Романтики реализма" в галерее "Арт Прима". «Коммерсантъ-Weekend», № 70(46), 28.12.2007
Личное прошлое – "Общее место". "Независимая газета", 25.12.2007
Короткий ХХ век. "ArtTimes". 20.12.2007
Больше романтики! Больше реализма! "Русский антиквариат", 09.11.2007
Образ Родины. «Мир живописи», №1-2 2007
Уютный образ Родины. Радиостанция «Культура», «Новости культуры»
Десять дней российского пейзажа. «Красный Север», 08.02.2007
Малая Родина — в Москве! Радиостанция «Трансмит», 06.02.2007
Распродажа Родины. «Культура», №05, 8 - 14 февраля 2007г.
Невыносимые осины. «Ведомости», №19, 05.02.2007
Здесь у всех одна Родина. Канал "Россия", "Вести-Москва", 02.02.2007
Лучшие образцы пейзажной живописи за последние 150 лет представлены в ЦДХ. СПБ-ТАСС, 1 февраля 2007
Образ Родины. Канал «Культура», «Новости культуры», 01.02.2007
На дальней станции сойду. «Новые известия», 01.02.2007
«Образ Родины» в ЦДХ. «Коммерсантъ-Weekend», 26.01.2007
Куст ракиты над рекой. «Ваш досуг», 25.01.07-04.02.07
Деревянная Вологда Валерия Страхова. «Учительская газета», №44 (10125), 31.10.2006
Ценности подлинные и мнимые. «Время», № 31 - 32 (551 - 552), 28.09.2006

Пишите нам: [email protected]

© Права защищены. 2006 г.
Галерея «Арт Прима».