English
«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)
Конец XIX - начало XX века
XX век
Конец XX - начало XXI века
О галерее
Коллекция
Художники
Новости
Выставки
Кинопроекты
Книги и альбомы
О нас пишут
Беседы об искусстве
Книга отзывов
Наши друзья
Контакты

Главная / О нас пишут / Светоносная живопись. "Мир живописи".№12.2008.

Светоносная живопись. "Мир живописи".№12.2008.

С 21 ноября по 15 декабря 2008 г. в Вологодской областной картинной галерее с успехом прошла выставка известного московского живописца Валерия Павловича Полотнова.

Впервые с творчеством заслуженного художника России В.П. Полотнова вологжане познакомились на третьей Всероссийской выставке пейзажной живописи «Образ Родины», проходившей в 2006 году в Вологде. Привлекла внешне скромная, но необыкновенно светоносная, проникновенная по образу живопись этого мастера. Да и сам он, не по-современному сердечный, искренний, какой-то родной с первого взгляда порадовало то. Удивило и порадовало то, что он каждую минуту, которая выпала у него как члена выставочного комитета СХ России, во время подготовки всероссийской выставки бежал писать этюды нашего северного города. В результате у него появилось немало работ о Вологде.

В нашем городе, тем более во всей России, работает много талантливых пейзажистов реалистического направления, продолжающих великие традиции классиков русского пейзажа. Но в искусстве Полотнова звучат особенные интонации интонации, позволяющие ему создавать образы такой духовной интенсивности и профессионального мастерства, что понимаешь - перед тобой уникальное явление живописи. Живописец и теоретик искусства С.А. Гавриляченко совершенно точно заметил, что Полотнов «обладает врожденно-самостоятельным видением». Действительно, следуя и развивая традиции русского пейзажа А. Саврасова, И. Похитонова, С. Жуковского, В. Бялыницкого-Бируля, Полотнов соХ1ал особый, характерный голько для него, тип пейзажного образа. Поэтому представляется, что Валерий Полотнов в кругу выдающихся мастеров современного российского пейзажа занимает совершенно особое место.

Выбор своего пейзажного мотива и определение задач, решаемых в произведении, происходит у художника в начале 1980-х годов. Хотя уже в пейзаже 1976 года «Стан в степи» заметны художественно-пластические особенности, впоследствии ставшие приоритетными для живописца. В первые годы после института Валерий писал и урбанистические мотивы, и морские пейзажи Дальнего Востока, и крымские виды и во всех проявлял мастерство и новизну подхода. Но главными мотивами его пейзажей становятся виды сел, деревень, провинциальных городов России, старинных улочек Москвы. Проезжая по стране, ее старинным городам, богатым историей и культурой, и сравнивая ее с мотивами произведений живописца, понимаешь, как тонко и точно сумел уловить сокровенную ее суть. Все дело в том, что художник, родившийся в нижнем Заволжье, в селе Стрелка под Арзамасом, все российские места ощущает как свои родные. Довольно рано установился и излюбленный тип композиции, в которой небо занимает большую часть полотна. «Я родился в краю полустепи, где много неба и простора»,- рассказывает живописец. Друг художника С. Гавриляченко отмечал, что ему, обратившемуся к редкому мотиву, оказалось по силам написать то, что трудно или почти неизобразимо. Художник как будто намеренно выбирает неэффектные мотивы, но они становятся под его кистью законченными полотнами, часто имеющими характер тематического произведения, несущими концептуальный смысл. Такие пейзажи, как «Тишина» (1993-97), «В снегах России»(1998). «Пейзаж с охотником»(2003). «Осенняя благодать»(2004) передают в образном выражении раздумья художника о судьбе России, ее прошлом, настоящем и будущем. Многие, если не все пейзажи Полотнова, имеют исторический подтекст. Но автор не ставит перед собой специально такой задачи. Это происходит неосознанно, на чисто эмоциональном уровне.

Еще в студенческих работах проявился интерес художника к эффектам освещения, эскиз дипломной работы на сюжет из времен Гражданской войны автор писал в горячем колорите с акцентом на резком светотеневом контрасте. В ряде пейзажей последующего времени сохраняется эта приверженность к теплому коричневатому колориту. Но в зрелом творчестве Полотнов изберет мягкий, рассеянный свет в разное время суток. В результате, когда смотришь на его пейзажи, то вспоминаешь это удивительное состояние, когда о сиянии солнца хочется говорить, что в нем заключен божественный свет. Чудесность этого состояния вселяет особые чувства, определяемые словом «возвышенность». Кажется, что оно напрямую связано с религиозным благоговением. Встреча его родителей произошла на пути, который в старину прошел святой подвижник Серафим Саровский. Храмы, которые он изображает в своих пейзажах, напоминают о тех церквях, которые были разрушены на его родине уже в хрущевские времена. «Они как свечи стоят по всей России, но не хочется думать, что поминальные, - признается художник.- Хочется надеяться, что они - напоминание нам, людям, что в оставленные села надо вернуться, наладить жизнь, восстановить связь поколений».

Волшебство неброских пейзажей Валерия Полотнова рождается благодаря тщательно разработанной живописной технике, о которой писал искусствовед B.C. Манин: «Важное для художника впечатление вибрации воздушной среды создается наложением дробных мазков близкой цветовой тональности, которые, оптические сливаясь, рождают ощущение мерцания воздуха. Фактура живописи адекватно передает подвижность воздушной среды, вибрирующей в тусклом свете».

Отклик своим работам живописец находит в классической русской поэзии и музыке, в народном хоровом пении. Работается художнику легко и радостно, потому что его цель - давать людям своей живописью свет и надежду. Выставка в Вологде, древнем городе, богатом православными традициями культуры, для Валерия Павловича Полотнова является событием большой духовной важности.

И.Б. Балашова, зам. директора Вологодской галереи по научной работе

О нас пишут
Валерий Полотнов. "Преображение пейзажа". Л.В.Цыплакова, А.В.Цыплаков. Газета "Новости МСХ. №12.2009
Созерцание сердцем. Газета "Правда". №142.22-23.2009
"Война и мир Алексея Жабского". Журнал "Художник"
Никита Федосов. Таинство пейзажа. Газета "Новости МСХ".№10.2009
"Созерцание сердцем"- живопись Валерия Полотнова. Телеканал "Культура". 25.11.2009
Песня о земле. Валерий Павлович Полотнов. Газета "Литературная Россия". №43-44.28.10.2005
Слушание с Владимиром Телиным. Газета Rheinscher Merkur.№25.2009
"Таинство пейзажа" Никиты Федосова. Людмила Солнышкина. Телеканал "Культура"
Александр ЦЫПЛАКОВ: Энергия города. Газета "Красный Север". №100.03.09.2009
Игорь ОРЛОВ: «Жить подробно и долго» . Газета "Красный Север". №97.27.08.2009
Сергей ГАВРИЛЯЧЕНКО: Певец казачьей судьбы. Газета "Красный Север".№94.20.08.2009
Алексей СУХОВЕЦКИЙ: столкновение эпох. Газета "Красный Север". №91.13.08.2009
Михаил АБАКУМОВ -солнечная кисть России. Газета "Красный Север".№88.06.08. 2009
Владимир ТЕЛИН: Художник Русского бытия. Газета "Красный Север". №85.30.07.2009
Владимир ЩЕРБАКОВ: Жизнь как благо. Газета "Красный Север". №82.23.07.2009
Великая традиция русского искусства. Газета "Красный Север". №79.16.07.2009
Романтики выходят из тени. Газета "Правда". 29.06.2009
Картины милой старины. Газета "Санкт-Петербургские Ведомости". № 114. 25.06.2009
Ой ты, гой еси...Газета "Вечерний Петербург". 29.06.2009
Вручена медаль имени В. Сурикова.Газета "Утро Петербурга". № 64-65, 25-28.06.2009
Пейзажи «с чувством». В Вологде начал работать выставочный проект «Романтики реализма». СеверИнфо.
Приветствие полномочного представителя Президента РФ И.И Клебанова в СЗ федеральном округе
Приветствие от Министра культуры РФ Авдеева А.А.
Великий мастер жил рядом. Газета "Правда".№ 45, 30/04-04/05 2009
Великий мастер жил рядом. Газета Губерния. 17.04.2009.
Коротко о значимых событиях столицы. Телеканал "Культура".15.04.2009.
Московские торги сентября.(www.art-times.ru.03.09.2008).
Фрагмент статьи "Реалистический подход".(www.art-times.ru.06.02.2008).
Дом романтиков. "Литературная газета".№41.2008-10-08.
Другое лицо Москвы.Газета "Вечерняя Москва".№168. 15.09.2008
Искусство не дешевеет. Журнал "Бюджет", февраль, 2009.
Романтический мастер. Газета "Правда". 13-16.02.09.
Как поживаете? "Итоги". №30.22.07.08
Расшифровка Телина. "Столичный депутат". декабрь.2008
Круг казачьей жизни.Вестник актуальных прогнозов."Россия:Третье тысячелетие".№17. 2008.
Песня о русском казачестве.Журнал "Художественная школа".№6(27).2008.
Светоносная живопись. "Мир живописи".№12.2008.
Его называют гением русского века. Газета "Правда".16-19.01.2009.
Гений русского века. Ежедневные Новости Подмосковье.27.12.2008.
Плащаница Вселенной. Губерния. 11.12.2008
Свидание с классиком. "Губерния".23.12.2008.
Гений русского века. Аркадий Пластов в "Арт Прима".Газета "Культура". 18. 12.2008.
Сцены из жизни на полотнах Аркадия Пластова. "Вечерняя Москва".12.12.2008
«Гений русского века» – Аркадий Пластов. Телеканал "Культура". 05.12.2008.
Гений русского века. "Коммерсантъ-Weekend". 05.12.2008
Я - русский и этим горжусь. Литературная газета. 10.12.2008.
О творчестве художника Аркадия Пластова. Телеканал "Культура". 31.01.2008
Отчизна и Воля. "Губерния". 25.10.2008
Магия холста и красок. "Столичный депутат", октябрь, 2008
Вечная современность реализма. Вестник актуальных прогнозов. "Россия. Третье тысячелетие" № 16 2008
Тайна живописи. "Мир живописи". №5-6 2008
Место и время. Художник Валерий Страхов. "Artcouncil. Художественный совет". № 4, 2008
Романтики реализма: Валерий Страхов. Известия. Московская неделя. №130, 18 июля 2008
Русь, восходящая на полотне и в жизни. "Правда", № 78, 2008
Персональная выставка Валерия Страхова открылась в галерее "Арт Прима". "Ваш досуг", 17-27.07.2008
Валерий Страхов: «Художнику мало знать, ему надо изведать». Канал "Культура", 12.07.2008
Валерий СТРАХОВ: Секрет натурного пейзажиста. Газета "Ступени вологодские". №43(108)
Валерий ПОЛОТНОВ: «Давать людям свет и надежду». Газета "Красный Север. №28.20.11.2008
Алексей Суховецкий. "Округа", №18, 8-14 мая 2008
Камень и время. "Губерния", No18, 03.05.2008
Прихотливая зависимость вечного и бренного. "Век", 29.04.2008
Между домом и храмом. "Губерния", No12, 22.03.2008
Светлая Родина Михаила Абакумова. "Правда", № 28 18-19 марта 2008
Не открывает волшебник тайны своего мастерства. «Век», 17.03.2008
Романтики реализма. "Мир живописи", №1-2 2008
Романтики реализма. "Artcouncil. Художественный совет", №1 2008
Покупайте русское. «CFO RUSSIA», январь-февраль 2008
Обитаемый остров. "Губерния", No3, 19.01.2008
Романтики реализма. Известия. Московская неделя, №240/241, 28.12.2007
"Романтики реализма" в галерее "Арт Прима". «Коммерсантъ-Weekend», № 70(46), 28.12.2007
Личное прошлое – "Общее место". "Независимая газета", 25.12.2007
Короткий ХХ век. "ArtTimes". 20.12.2007
Больше романтики! Больше реализма! "Русский антиквариат", 09.11.2007
Образ Родины. «Мир живописи», №1-2 2007
Уютный образ Родины. Радиостанция «Культура», «Новости культуры»
Десять дней российского пейзажа. «Красный Север», 08.02.2007
Малая Родина — в Москве! Радиостанция «Трансмит», 06.02.2007
Распродажа Родины. «Культура», №05, 8 - 14 февраля 2007г.
Невыносимые осины. «Ведомости», №19, 05.02.2007
Здесь у всех одна Родина. Канал "Россия", "Вести-Москва", 02.02.2007
Лучшие образцы пейзажной живописи за последние 150 лет представлены в ЦДХ. СПБ-ТАСС, 1 февраля 2007
Образ Родины. Канал «Культура», «Новости культуры», 01.02.2007
На дальней станции сойду. «Новые известия», 01.02.2007
«Образ Родины» в ЦДХ. «Коммерсантъ-Weekend», 26.01.2007
Куст ракиты над рекой. «Ваш досуг», 25.01.07-04.02.07
Деревянная Вологда Валерия Страхова. «Учительская газета», №44 (10125), 31.10.2006
Ценности подлинные и мнимые. «Время», № 31 - 32 (551 - 552), 28.09.2006

Пишите нам: [email protected]

© Права защищены. 2006 г.
Галерея «Арт Прима».