|
|
Главная
/
О нас пишут
/ Игорь ОРЛОВ: «Жить подробно и долго» . Газета "Красный Север". №97.27.08.2009
Игорь ОРЛОВ: «Жить подробно и долго» . Газета "Красный Север". №97.27.08.2009
С живописью Игоря Михайловича Орлова вологжане впервые познакомились на Третьей всероссийской выставке пейзажной живописи «Образ Родины» в 2006 году в областной картинной галерее. «Пейзаж со стрекозами» (1986) и триптих «Противостояние» (1989) произвели на зрителей не просто сильное впечатление, но оказались одними из самых значительных потрясений от всей экспозиции. Возникло желание более широко увидеть этого автора, что реализуется сегодня на выставке «Романтики реализма» в залах картинной галереи.
Восприятие мира Игорем Орловым и его стиль настолько неповторимы, что буквально не имеют аналогий в современной российской живописи. Именно к нему из большинства работающих рядом художников более всего применим термин «романтик». Правда, после окончания Суриковского художественного института молодой автор не сразу обрёл своё неповторимое лицо. Понадобилось время, чтобы выработать форму для выражения своеобразного мировоззрения. Родившись в 1935 году в Москве, в уютном патриархальном Замоскворечье, где он познал первые восторги от красоты мира, в годы войны в эвакуации близ Елабу-ги он испытал и чувство смерти. Это определило две основные темы его творчества - любование миром как творением Божьим и предчувствие его конца. «В изобразительном творчестве меня занимает несколько вещей - поиск гармонии, мечта о гармонии, чувство цельности мира; чувство непрерывности времени и постоянное, не исчезающее, присутствующее всегда рядом предчувствие чего-то страшного, какой-то беды...», - говорит художник. Именно подобная полярность ощущений и характеризует романтизм как одно из важнейших мировых художественных направлений. Романтизм видения выражается в полотнах Орлова в ряде устойчивых примет. Это прежде всего переменчивые, пограничные состояния природы: восходы и закаты, предгрозовые и туманные состояния, характеризующиеся контрастным или рассеянным освещением. Это необычное, неожиданное представление хорошо знакомых мотивов - интерьер деревенского дома с как бы растворившимися стенами, плывущий в туманном пейзаже («Интерьер с букетом» 1998), «Вечерний интерьер с красным абажуром» 2000.) Как вариант этой темы выступает мотив окон, светящихся в небе (Триптих «Окна» 2003). Совершенно необыкновенны захватывающие пейзажи с землёй, будто поднявшейся на дыбы. Но если в полотне «Поднебесье. 3» (1991) перед нами предстаёт страшное, почти апокалиптическое видение, то в одноимённой картине 2003 года создан элегический образ, близкий идеальным ландшафтам ХVII-XVIII веков. Развитие космологической темы наблюдается в мотиве с островом, плывущим в небесах («Обитаемый остров» 2004). Более традиционны виды с травами и стрекозами, но благодаря низкой линии горизонта и барочной трактовке форм они также воспринимаются как романтические образы. Важнейшим свойством пейзажей и натюрмортов Орлова является их героизированный характер, возносящий непритязательные деревенские мотивы на уровень исторических панорам. В этом он близок на выставке «Романтики реализма», при всём различии тем, сюжетов и стилистики, героизированным пейзажам Москвы А.Н. Суховецкого, также приверженного подобной трактовке зримого мира. В своих обобщениях романтик Орлов обращается к великим традициям создателей французского классицизма XVII века в пейзаже Н. Пуссену и К. Лоррену, неслучайно одну из своих работ автор так и называет «Связь времён. Воспоминая Лоррена». Нетривиальность подхода к изображению природных и деревенских сюжетов объясняется у Орлова ещё одним качеством видения: он показывает мир либо с очень высокой точки зрения, будто с птичьего полёта, отчего кусочек сельского пейзажа приобретает свойства планетарного порядка, либо с использованием низкой линии горизонта, в этом случае травы и цветы вырастают до исполинских масштабов, касаясь облаков и звёзд. Объяснение любви к таким композиционным построениям уходит вновь в невозвратное, прекрасное детство: «Память высвечивает в далёком детстве летний день с высоким небом и белыми облаками... Физическое ощущение восторга перед этой красотой напоминает ощущение от полёта на высоких качелях», - рассказывает художник.
Программным началом творческого метода живописца является то, что он исходит из совершенно реальных впечатлений природы, а не из умозрительных построений, создавая свои необычайные, почти сказочные феерии, то элегические, то более драматические и даже полные катастроф видения. «Чтобы начать писать этюд, я должен пожить в этих местах, ходить в лес за грибами и ягодами, купаться в речке или озере, ездить по окрестным тропинкам и дорогам на велосипеде, одним словом, жить подробно и долго. Тогда окружающий мир становится родным, любой мотив источает несказанное обаяние», - делится живописец. Из этого высказывания понимаешь, что Игорь Михайлович - милый и простой человек, любящий естественные вещи, как и все мы.
Анализируя полотна Орлова, обнаруживаешь в них стройную живописую систему, сложившуюся у художника за долгие годы творчества. Выстраивая её, он обращался к традициям «барбизонцев», Констебла и других живописцев экспрессивного плана XIX века. Суть её заключается в том, что важнейшие свойства живописи - цвет, свет и фактурная манера письма - соединяются настолько плотно, что образуют единый светящийся сгусток, являющийся особой, отличной от реальной, материей. То, что зыбкие видения-грёзы передаются мастером с помощью вязкой, многослойной живописи, придаёт им новые неповторимые качества, утверждающие их высшую подлинность. Благодаря этому в небесах и на земле разворачиваются грандиозные цве-тосветовые мистерии. Красота мерцающей живописной поверхности холстов художника самоценна сама по себе, но не в ней главное их достоинство. Соединение непосредственности, первозданности восприятия мира со сложно-философскими, провидческими обобщениями, с заботой о судьбе своей земли (триптих «Молитва о спокойствии моей земли» 1999) делают полотна Игоря Орлова не просто выдающимися оригинальными произведениями современного искусства, но и программными полотнами, выполняющими задачи самой серьёзной и глубокой тематической живописи.
Ирина БАЛАШОВА
|
|
|
|
|
|
О нас пишут
Добрые люди Владимира Телина.Людмила и Александр Цыплаковы.Газета "Новости МСХ".№10.2011
|
"Где искать национальную идею?" Оксана Головко.Журнал "Фома".18.10.2011
|
ЖИВОПИСЕЦ СВЕТА. ГАВРИЛОВА Екатерина. Журнал "Фома". №2/94.2011
|
"Опыты романтического реализма Игоря Орлова". Людмила Цыплакова. Газета "Новости МСХ", №5, 2011.
|
"Романтики реализма" в Нижнем Новгороде. Газета "Московский художник". №3.2010
|
Уникальная выставка. Газета "Нижегородские епархальные ведомости". №5 (170)
|
Валерий Полотнов. О Родине и о себе. Журнал "Малая Родина- Вадский район".
|
Приветствие полномочного представителя Президента России в ПФО Г.А. Рапоты
|
Выставка «Романтики реализма» открылась в Нижнем Новгороде. Алексей Романов. Время Н.16.03.2010
|
Романтизм - это реально! Ирина Мухина. Газета "Нижегородская правда". №27.15.03.2010
|
Валерий Полотнов. "Преображение пейзажа". Л.В.Цыплакова, А.В.Цыплаков. Газета "Новости МСХ. №12.2009
|
Созерцание сердцем. Газета "Правда". №142.22-23.2009
|
"Будни войны". Людмила Цыплакова. Газета "Новости МСХ". №4. 2010
|
Никита Федосов. Таинство пейзажа. Газета "Новости МСХ".№10.2009
|
"Созерцание сердцем"- живопись Валерия Полотнова. Телеканал "Культура". 25.11.2009
|
Песня о земле. Валерий Павлович Полотнов. Газета "Литературная Россия". №43-44.28.10.2005
|
Слушание с Владимиром Телиным. Газета Rheinscher Merkur.№25.2009
|
"Таинство пейзажа" Никиты Федосова. Людмила Солнышкина. Телеканал "Культура"
|
Александр ЦЫПЛАКОВ: Энергия города. Газета "Красный Север". №100.03.09.2009
|
Игорь ОРЛОВ: «Жить подробно и долго» . Газета "Красный Север". №97.27.08.2009
|
Сергей ГАВРИЛЯЧЕНКО: Певец казачьей судьбы. Газета "Красный Север".№94.20.08.2009
|
Алексей СУХОВЕЦКИЙ: столкновение эпох. Газета "Красный Север". №91.13.08.2009
|
Михаил АБАКУМОВ -солнечная кисть России. Газета "Красный Север".№88.06.08. 2009
|
Владимир ТЕЛИН: Художник Русского бытия. Газета "Красный Север". №85.30.07.2009
|
Владимир ЩЕРБАКОВ: Жизнь как благо. Газета "Красный Север". №82.23.07.2009
|
Великая традиция русского искусства. Газета "Красный Север". №79.16.07.2009
|
Романтики выходят из тени. Газета "Правда". 29.06.2009
|
Картины милой старины. Газета "Санкт-Петербургские Ведомости". № 114. 25.06.2009
|
Ой ты, гой еси...Газета "Вечерний Петербург". 29.06.2009
|
Вручена медаль имени В. Сурикова.Газета "Утро Петербурга". № 64-65, 25-28.06.2009
|
Пейзажи «с чувством». В Вологде начал работать выставочный проект «Романтики реализма». СеверИнфо.
|
Приветствие полномочного представителя Президента РФ И.И Клебанова в СЗ федеральном округе
|
Приветствие от Министра культуры РФ Авдеева А.А.
|
Великий мастер жил рядом. Газета "Правда".№ 45, 30/04-04/05 2009
|
Великий мастер жил рядом. Газета Губерния. 17.04.2009.
|
Коротко о значимых событиях столицы. Телеканал "Культура".15.04.2009.
|
Московские торги сентября.(www.art-times.ru.03.09.2008).
|
Фрагмент статьи "Реалистический подход".(www.art-times.ru.06.02.2008).
|
Дом романтиков. "Литературная газета".№41.2008-10-08.
|
Другое лицо Москвы.Газета "Вечерняя Москва".№168. 15.09.2008
|
Искусство не дешевеет. Журнал "Бюджет", февраль, 2009.
|
Романтический мастер. Газета "Правда". 13-16.02.09.
|
Как поживаете? "Итоги". №30.22.07.08
|
Расшифровка Телина. "Столичный депутат". декабрь.2008
|
Круг казачьей жизни.Вестник актуальных прогнозов."Россия:Третье тысячелетие".№17. 2008.
|
Песня о русском казачестве.Журнал "Художественная школа".№6(27).2008.
|
Светоносная живопись. "Мир живописи".№12.2008.
|
Его называют гением русского века. Газета "Правда".16-19.01.2009.
|
Гений русского века. Ежедневные Новости Подмосковье.27.12.2008.
|
Плащаница Вселенной. Губерния. 11.12.2008
|
Свидание с классиком. "Губерния".23.12.2008.
|
Гений русского века. Аркадий Пластов в "Арт Прима".Газета "Культура". 18. 12.2008.
|
Сцены из жизни на полотнах Аркадия Пластова. "Вечерняя Москва".12.12.2008
|
«Гений русского века» – Аркадий Пластов. Телеканал "Культура". 05.12.2008.
|
Гений русского века. "Коммерсантъ-Weekend". 05.12.2008
|
Я - русский и этим горжусь. Литературная газета. 10.12.2008.
|
О творчестве художника Аркадия Пластова. Телеканал "Культура". 31.01.2008
|
Отчизна и Воля. "Губерния". 25.10.2008
|
Магия холста и красок. "Столичный депутат", октябрь, 2008
|
Вечная современность реализма. Вестник актуальных прогнозов. "Россия. Третье тысячелетие" № 16 2008
|
Тайна живописи. "Мир живописи". №5-6 2008
|
Место и время. Художник Валерий Страхов. "Artcouncil. Художественный совет". № 4, 2008
|
Романтики реализма: Валерий Страхов. Известия. Московская неделя. №130, 18 июля 2008
|
Русь, восходящая на полотне и в жизни. "Правда", № 78, 2008
|
Персональная выставка Валерия Страхова открылась в галерее "Арт Прима". "Ваш досуг", 17-27.07.2008
|
Валерий Страхов: «Художнику мало знать, ему надо изведать». Канал "Культура", 12.07.2008
|
Валерий СТРАХОВ: Секрет натурного пейзажиста. Газета "Ступени вологодские". №43(108)
|
Валерий ПОЛОТНОВ: «Давать людям свет и надежду». Газета "Красный Север. №28.20.11.2008
|
Алексей Суховецкий. "Округа", №18, 8-14 мая 2008
|
Камень и время. "Губерния", No18, 03.05.2008
|
Прихотливая зависимость вечного и бренного. "Век", 29.04.2008
|
Между домом и храмом. "Губерния", No12, 22.03.2008
|
Светлая Родина Михаила Абакумова. "Правда", № 28 18-19 марта 2008
|
Не открывает волшебник тайны своего мастерства. «Век», 17.03.2008
|
Романтики реализма. "Мир живописи", №1-2 2008
|
Романтики реализма. "Artcouncil. Художественный совет", №1 2008
|
Покупайте русское. «CFO RUSSIA», январь-февраль 2008
|
Обитаемый остров. "Губерния", No3, 19.01.2008
|
Романтики реализма. Известия. Московская неделя, №240/241, 28.12.2007
|
"Романтики реализма" в галерее "Арт Прима". «Коммерсантъ-Weekend», № 70(46), 28.12.2007
|
Личное прошлое – "Общее место". "Независимая газета", 25.12.2007
|
Короткий ХХ век. "ArtTimes". 20.12.2007
|
Больше романтики! Больше реализма! "Русский антиквариат", 09.11.2007
|
Образ Родины. «Мир живописи», №1-2 2007
|
Уютный образ Родины. Радиостанция «Культура», «Новости культуры»
|
Десять дней российского пейзажа. «Красный Север», 08.02.2007
|
Малая Родина — в Москве! Радиостанция «Трансмит», 06.02.2007
|
Распродажа Родины. «Культура», №05, 8 - 14 февраля 2007г.
|
Невыносимые осины. «Ведомости», №19, 05.02.2007
|
Здесь у всех одна Родина. Канал "Россия", "Вести-Москва", 02.02.2007
|
Лучшие образцы пейзажной живописи за последние 150 лет представлены в ЦДХ. СПБ-ТАСС, 1 февраля 2007
|
Образ Родины. Канал «Культура», «Новости культуры», 01.02.2007
|
На дальней станции сойду. «Новые известия», 01.02.2007
|
«Образ Родины» в ЦДХ. «Коммерсантъ-Weekend», 26.01.2007
|
Куст ракиты над рекой. «Ваш досуг», 25.01.07-04.02.07
|
Деревянная Вологда Валерия Страхова. «Учительская газета», №44 (10125), 31.10.2006
|
Ценности подлинные и мнимые. «Время», № 31 - 32 (551 - 552), 28.09.2006
|
|
|