English
«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)
Конец XIX - начало XX века
XX век
Конец XX - начало XXI века
О галерее
Коллекция
Художники
Новости
Выставки
Кинопроекты
Книги и альбомы
О нас пишут
Беседы об искусстве
Книга отзывов
Наши друзья
Контакты

Главная / О нас пишут / Игорь ОРЛОВ: «Жить подробно и долго» . Газета "Красный Север". №97.27.08.2009

Игорь ОРЛОВ: «Жить подробно и долго» . Газета "Красный Север". №97.27.08.2009

С живописью Игоря Михайловича Орлова вологжане впервые познакомились на Третьей всероссийской выставке пейзажной живописи «Образ Родины» в 2006 году в областной картинной галерее. «Пейзаж со стрекозами» (1986) и триптих «Противостояние» (1989) произвели на зрителей не просто сильное впечатление, но оказались одними из самых значительных потрясений от всей экспозиции. Возникло желание более широко увидеть этого автора, что реализуется сегодня на выставке «Романтики реализма» в залах картинной галереи. Восприятие мира Игорем Орловым и его стиль настолько неповторимы, что буквально не имеют аналогий в современной российской живописи. Именно к нему из большинства работающих рядом художников более всего применим термин «романтик». Правда, после окончания Суриковского художественного института молодой автор не сразу обрёл своё неповторимое лицо. Понадобилось время, чтобы выработать форму для выражения своеобразного мировоззрения. Родившись в 1935 году в Москве, в уютном патриархальном Замоскворечье, где он познал первые восторги от красоты мира, в годы войны в эвакуации близ Елабу-ги он испытал и чувство смерти. Это определило две основные темы его творчества - любование миром как творением Божьим и предчувствие его конца. «В изобразительном творчестве меня занимает несколько вещей - поиск гармонии, мечта о гармонии, чувство цельности мира; чувство непрерывности времени и постоянное, не исчезающее, присутствующее всегда рядом предчувствие чего-то страшного, какой-то беды...», - говорит художник. Именно подобная полярность ощущений и характеризует романтизм как одно из важнейших мировых художественных направлений. Романтизм видения выражается в полотнах Орлова в ряде устойчивых примет. Это прежде всего переменчивые, пограничные состояния природы: восходы и закаты, предгрозовые и туманные состояния, характеризующиеся контрастным или рассеянным освещением. Это необычное, неожиданное представление хорошо знакомых мотивов - интерьер деревенского дома с как бы растворившимися стенами, плывущий в туманном пейзаже («Интерьер с букетом» 1998), «Вечерний интерьер с красным абажуром» 2000.) Как вариант этой темы выступает мотив окон, светящихся в небе (Триптих «Окна» 2003). Совершенно необыкновенны захватывающие пейзажи с землёй, будто поднявшейся на дыбы. Но если в полотне «Поднебесье. 3» (1991) перед нами предстаёт страшное, почти апокалиптическое видение, то в одноимённой картине 2003 года создан элегический образ, близкий идеальным ландшафтам ХVII-XVIII веков. Развитие космологической темы наблюдается в мотиве с островом, плывущим в небесах («Обитаемый остров» 2004). Более традиционны виды с травами и стрекозами, но благодаря низкой линии горизонта и барочной трактовке форм они также воспринимаются как романтические образы. Важнейшим свойством пейзажей и натюрмортов Орлова является их героизированный характер, возносящий непритязательные деревенские мотивы на уровень исторических панорам. В этом он близок на выставке «Романтики реализма», при всём различии тем, сюжетов и стилистики, героизированным пейзажам Москвы А.Н. Суховецкого, также приверженного подобной трактовке зримого мира. В своих обобщениях романтик Орлов обращается к великим традициям создателей французского классицизма XVII века в пейзаже Н. Пуссену и К. Лоррену, неслучайно одну из своих работ автор так и называет «Связь времён. Воспоминая Лоррена». Нетривиальность подхода к изображению природных и деревенских сюжетов объясняется у Орлова ещё одним качеством видения: он показывает мир либо с очень высокой точки зрения, будто с птичьего полёта, отчего кусочек сельского пейзажа приобретает свойства планетарного порядка, либо с использованием низкой линии горизонта, в этом случае травы и цветы вырастают до исполинских масштабов, касаясь облаков и звёзд. Объяснение любви к таким композиционным построениям уходит вновь в невозвратное, прекрасное детство: «Память высвечивает в далёком детстве летний день с высоким небом и белыми облаками... Физическое ощущение восторга перед этой красотой напоминает ощущение от полёта на высоких качелях», - рассказывает художник.

Программным началом творческого метода живописца является то, что он исходит из совершенно реальных впечатлений природы, а не из умозрительных построений, создавая свои необычайные, почти сказочные феерии, то элегические, то более драматические и даже полные катастроф видения. «Чтобы начать писать этюд, я должен пожить в этих местах, ходить в лес за грибами и ягодами, купаться в речке или озере, ездить по окрестным тропинкам и дорогам на велосипеде, одним словом, жить подробно и долго. Тогда окружающий мир становится родным, любой мотив источает несказанное обаяние», - делится живописец. Из этого высказывания понимаешь, что Игорь Михайлович - милый и простой человек, любящий естественные вещи, как и все мы.

Анализируя полотна Орлова, обнаруживаешь в них стройную живописую систему, сложившуюся у художника за долгие годы творчества. Выстраивая её, он обращался к традициям «барбизонцев», Констебла и других живописцев экспрессивного плана XIX века. Суть её заключается в том, что важнейшие свойства живописи - цвет, свет и фактурная манера письма - соединяются настолько плотно, что образуют единый светящийся сгусток, являющийся особой, отличной от реальной, материей. То, что зыбкие видения-грёзы передаются мастером с помощью вязкой, многослойной живописи, придаёт им новые неповторимые качества, утверждающие их высшую подлинность. Благодаря этому в небесах и на земле разворачиваются грандиозные цве-тосветовые мистерии. Красота мерцающей живописной поверхности холстов художника самоценна сама по себе, но не в ней главное их достоинство. Соединение непосредственности, первозданности восприятия мира со сложно-философскими, провидческими обобщениями, с заботой о судьбе своей земли (триптих «Молитва о спокойствии моей земли» 1999) делают полотна Игоря Орлова не просто выдающимися оригинальными произведениями современного искусства, но и программными полотнами, выполняющими задачи самой серьёзной и глубокой тематической живописи.

Ирина БАЛАШОВА

О нас пишут
Добрые люди Владимира Телина.Людмила и Александр Цыплаковы.Газета "Новости МСХ".№10.2011
"Где искать национальную идею?" Оксана Головко.Журнал "Фома".18.10.2011
ЖИВОПИСЕЦ СВЕТА. ГАВРИЛОВА Екатерина. Журнал "Фома". №2/94.2011
"Опыты романтического реализма Игоря Орлова". Людмила Цыплакова. Газета "Новости МСХ", №5, 2011.
"Романтики реализма" в Нижнем Новгороде. Газета "Московский художник". №3.2010
Уникальная выставка. Газета "Нижегородские епархальные ведомости". №5 (170)
Валерий Полотнов. О Родине и о себе. Журнал "Малая Родина- Вадский район".
Приветствие полномочного представителя Президента России в ПФО Г.А. Рапоты
Выставка «Романтики реализма» открылась в Нижнем Новгороде. Алексей Романов. Время Н.16.03.2010
Романтизм - это реально! Ирина Мухина. Газета "Нижегородская правда". №27.15.03.2010
Валерий Полотнов. "Преображение пейзажа". Л.В.Цыплакова, А.В.Цыплаков. Газета "Новости МСХ. №12.2009
Созерцание сердцем. Газета "Правда". №142.22-23.2009
"Будни войны". Людмила Цыплакова. Газета "Новости МСХ". №4. 2010
Никита Федосов. Таинство пейзажа. Газета "Новости МСХ".№10.2009
"Созерцание сердцем"- живопись Валерия Полотнова. Телеканал "Культура". 25.11.2009
Песня о земле. Валерий Павлович Полотнов. Газета "Литературная Россия". №43-44.28.10.2005
Слушание с Владимиром Телиным. Газета Rheinscher Merkur.№25.2009
"Таинство пейзажа" Никиты Федосова. Людмила Солнышкина. Телеканал "Культура"
Александр ЦЫПЛАКОВ: Энергия города. Газета "Красный Север". №100.03.09.2009
Игорь ОРЛОВ: «Жить подробно и долго» . Газета "Красный Север". №97.27.08.2009
Сергей ГАВРИЛЯЧЕНКО: Певец казачьей судьбы. Газета "Красный Север".№94.20.08.2009
Алексей СУХОВЕЦКИЙ: столкновение эпох. Газета "Красный Север". №91.13.08.2009
Михаил АБАКУМОВ -солнечная кисть России. Газета "Красный Север".№88.06.08. 2009
Владимир ТЕЛИН: Художник Русского бытия. Газета "Красный Север". №85.30.07.2009
Владимир ЩЕРБАКОВ: Жизнь как благо. Газета "Красный Север". №82.23.07.2009
Великая традиция русского искусства. Газета "Красный Север". №79.16.07.2009
Романтики выходят из тени. Газета "Правда". 29.06.2009
Картины милой старины. Газета "Санкт-Петербургские Ведомости". № 114. 25.06.2009
Ой ты, гой еси...Газета "Вечерний Петербург". 29.06.2009
Вручена медаль имени В. Сурикова.Газета "Утро Петербурга". № 64-65, 25-28.06.2009
Пейзажи «с чувством». В Вологде начал работать выставочный проект «Романтики реализма». СеверИнфо.
Приветствие полномочного представителя Президента РФ И.И Клебанова в СЗ федеральном округе
Приветствие от Министра культуры РФ Авдеева А.А.
Великий мастер жил рядом. Газета "Правда".№ 45, 30/04-04/05 2009
Великий мастер жил рядом. Газета Губерния. 17.04.2009.
Коротко о значимых событиях столицы. Телеканал "Культура".15.04.2009.
Московские торги сентября.(www.art-times.ru.03.09.2008).
Фрагмент статьи "Реалистический подход".(www.art-times.ru.06.02.2008).
Дом романтиков. "Литературная газета".№41.2008-10-08.
Другое лицо Москвы.Газета "Вечерняя Москва".№168. 15.09.2008
Искусство не дешевеет. Журнал "Бюджет", февраль, 2009.
Романтический мастер. Газета "Правда". 13-16.02.09.
Как поживаете? "Итоги". №30.22.07.08
Расшифровка Телина. "Столичный депутат". декабрь.2008
Круг казачьей жизни.Вестник актуальных прогнозов."Россия:Третье тысячелетие".№17. 2008.
Песня о русском казачестве.Журнал "Художественная школа".№6(27).2008.
Светоносная живопись. "Мир живописи".№12.2008.
Его называют гением русского века. Газета "Правда".16-19.01.2009.
Гений русского века. Ежедневные Новости Подмосковье.27.12.2008.
Плащаница Вселенной. Губерния. 11.12.2008
Свидание с классиком. "Губерния".23.12.2008.
Гений русского века. Аркадий Пластов в "Арт Прима".Газета "Культура". 18. 12.2008.
Сцены из жизни на полотнах Аркадия Пластова. "Вечерняя Москва".12.12.2008
«Гений русского века» – Аркадий Пластов. Телеканал "Культура". 05.12.2008.
Гений русского века. "Коммерсантъ-Weekend". 05.12.2008
Я - русский и этим горжусь. Литературная газета. 10.12.2008.
О творчестве художника Аркадия Пластова. Телеканал "Культура". 31.01.2008
Отчизна и Воля. "Губерния". 25.10.2008
Магия холста и красок. "Столичный депутат", октябрь, 2008
Вечная современность реализма. Вестник актуальных прогнозов. "Россия. Третье тысячелетие" № 16 2008
Тайна живописи. "Мир живописи". №5-6 2008
Место и время. Художник Валерий Страхов. "Artcouncil. Художественный совет". № 4, 2008
Романтики реализма: Валерий Страхов. Известия. Московская неделя. №130, 18 июля 2008
Русь, восходящая на полотне и в жизни. "Правда", № 78, 2008
Персональная выставка Валерия Страхова открылась в галерее "Арт Прима". "Ваш досуг", 17-27.07.2008
Валерий Страхов: «Художнику мало знать, ему надо изведать». Канал "Культура", 12.07.2008
Валерий СТРАХОВ: Секрет натурного пейзажиста. Газета "Ступени вологодские". №43(108)
Валерий ПОЛОТНОВ: «Давать людям свет и надежду». Газета "Красный Север. №28.20.11.2008
Алексей Суховецкий. "Округа", №18, 8-14 мая 2008
Камень и время. "Губерния", No18, 03.05.2008
Прихотливая зависимость вечного и бренного. "Век", 29.04.2008
Между домом и храмом. "Губерния", No12, 22.03.2008
Светлая Родина Михаила Абакумова. "Правда", № 28 18-19 марта 2008
Не открывает волшебник тайны своего мастерства. «Век», 17.03.2008
Романтики реализма. "Мир живописи", №1-2 2008
Романтики реализма. "Artcouncil. Художественный совет", №1 2008
Покупайте русское. «CFO RUSSIA», январь-февраль 2008
Обитаемый остров. "Губерния", No3, 19.01.2008
Романтики реализма. Известия. Московская неделя, №240/241, 28.12.2007
"Романтики реализма" в галерее "Арт Прима". «Коммерсантъ-Weekend», № 70(46), 28.12.2007
Личное прошлое – "Общее место". "Независимая газета", 25.12.2007
Короткий ХХ век. "ArtTimes". 20.12.2007
Больше романтики! Больше реализма! "Русский антиквариат", 09.11.2007
Образ Родины. «Мир живописи», №1-2 2007
Уютный образ Родины. Радиостанция «Культура», «Новости культуры»
Десять дней российского пейзажа. «Красный Север», 08.02.2007
Малая Родина — в Москве! Радиостанция «Трансмит», 06.02.2007
Распродажа Родины. «Культура», №05, 8 - 14 февраля 2007г.
Невыносимые осины. «Ведомости», №19, 05.02.2007
Здесь у всех одна Родина. Канал "Россия", "Вести-Москва", 02.02.2007
Лучшие образцы пейзажной живописи за последние 150 лет представлены в ЦДХ. СПБ-ТАСС, 1 февраля 2007
Образ Родины. Канал «Культура», «Новости культуры», 01.02.2007
На дальней станции сойду. «Новые известия», 01.02.2007
«Образ Родины» в ЦДХ. «Коммерсантъ-Weekend», 26.01.2007
Куст ракиты над рекой. «Ваш досуг», 25.01.07-04.02.07
Деревянная Вологда Валерия Страхова. «Учительская газета», №44 (10125), 31.10.2006
Ценности подлинные и мнимые. «Время», № 31 - 32 (551 - 552), 28.09.2006

Пишите нам: [email protected]

© Права защищены. 2006 г.
Галерея «Арт Прима».