«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)

Вход в личный кабинет


Статьи ( О художниках ):

"Алексей Суховецкий: Столкновение эпох"
Мария ГРИБАНОВА
Газета "Красный Север". №91
13.08.2009

В достаточно многочисленной плеяде художников романтического направления современной реалистической живописи совершенно особое место и по стилистике, и по мироощущению занимают произведения народного художника России, секретаря Союза художников России Алексея Николаевича Суховецкого . «Искусство требует душевного напряжения, ухода от суеты», -это высказывание художника убедительно иллюстрируют созданные им величественные полотна, торжественный пафос которых сродни классицизму.

Главной темой творчества Алексея Суховецкого стала Москва. Художник родился в 1953 году, его детство прошло в районе Замоскворечья, до конца 1990-х годов сохранявшего дух старой Москвы: «Вся моя жизнь проходит в городе, для меня Москва - живой организм, в котором отражаются столкновения эпох. Архитектура города - зримое воплощение человеческого духа, его культурной памяти».

Многих художников вдохновляет Москва в её древнерусском обличье. Алексея Суховецкого отличает свой, совершенно особый выбор мотивов. Это старинные подмосковные усадьбы, городская архитектура модерна XIX-XX веков, сталинский ампир 1930-1950-х годов и эстетика новейших технологий в архитектуре начала XXI века. В своём творчестве художник стремится отобразить взаимосвязь, казалось бы, несовместимых архитектурных стилей разных эпох в пространстве жизни постоянно меняющегося мегаполиса, где сквозь современность всегда проглядывает прошлое.

Суховецкий много работает над столь редким сейчас жанром « большой» картины. Её созданию предшествует длительный процесс подготовки - множество рисунков, этюды с натуры. Затем следуют композиционные поиски, отбор исходного материала: «Ведь любая картина -не прямой перенос на полотно того, что видит глаз. Нужно скомпоновать разные планы и части, которые с одного места часто и видеть невозможно. Для большей выразительности я всегда пытаюсь свести воедино разные точки обозрения».

Произведения Алексея Суховецкого по-своему убеждают в том, что архитектура - это музыка, застывшая в камне. Художник создаёт целые «картины-оратории»: «Москва. Стрелка» (1992), «Колесница Аполлона» (2002), «Софийская набережная» (2003). В его монументальных композициях нередко присутствует символическая поэтика грандиозного противостояния разнофак-турных стихий: воды и камня, неба и камня.

Художника привлекает ночной город, преображённый неожиданными эффектами искусственного освещения. Именно в это время сдержанная, строгая архитектура предстаёт окутанной романтическим ореолом. Особенно интересны мосты, которые можно понимать как некую метафору - связь берегов, образов, времён. Яркий пример тому - полотно «Москва. Бородинский мост» (1997).

В своём предпочтении писать среду, упорядоченную человеческой волей, художник обращается также к жанрам натюрморта и интерьера: «Связь предмета с человеком и эпохой - этот аспект я стараюсь претворить в своих работах». В натюрмортах Суховецкого прослеживается увлечение искусством XVIII столетия, восточной, особенно японской культурой - «Натюрморт с японской гравюрой» (2003).

Монументальные урбанистические пейзажи Алексея Суховецкого, интерьеры и натюрморты - это зримый результат его глубокого эмоционального переживания пространства, настраивающее зрителя на более возвышенное эстетическое восприятие повседневности. Лучшие произведения художника последних лет из собрания московской галереи «Арт Прима» сейчас представлены в областной картинной галерее на выставке «Романтики реализма».


Софийская набережная, 2002

Москва. Стрелка, 1991-1992

Старый дом, 2001

Натюрморт с крылатым львом, 1997

Голубая скатерть, 2003