«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)

Вход в личный кабинет


Статьи ( О художниках ):

"Романтика реализма"
Оксана ГОЛОВКО
Журнал "Фома"
08.01.2012

"Романтизм", "реализм", "символизм"- как часто мы пытаемся подогнать под эти "измы" художников. Объединение "Романтики реализма"(несмотря на всё тот же "изм"), наоборот, уводит от мертвых определений в яркий и волнующий мир творчества. Наверное,  потому, что в нем собрались мастера, близкие по духу и по пониманию смысла искусства...

«Только любя природу, учась у нее, можно найти себя, своё. Манер живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту… Если нет любви к природе, то не надо быть художником… Нужна романтика. Мотив. Романтика бессмертна. Настроение нужно. Художник —тот же поэт… Возвышайтесь чувством… Нет души, значит ничего не будет и в живописи — только холод и машина, одна ненужная теория». Эти слова удивительного пейзажиста Алексея Саврасова когда-то запомнил и сохранил другой великий художник — Константин Коровин. Переданное в живописи этих мастеров отношение к искусству и стало творческим кредо группы московских художников. А слова Саврасова как-то сами собой легли в основу названия их творческого объединения. Так просто — «Романтики реализма».

«Истоки объединения уходят в 70-е годы, — рассказывает Анастасия Цыплакова, директор галереи «Арт Прима» (эта галерея и является автором проекта «Романтики реализма» ). Появилось оно вовсе не вследствие спущенного сверху указания — объединяться. Это была свободная воля художников, которые, будучи близкими по духу, тянулись друг к другу, устраивали совместные выставки. Одна из них называлась «Родная земля». Так хотели и объединение назвать: названия тогда еще никакого не было. Но спустя десятилетия, в начале 2000-х, кто-то вспомнил слова Саврасова, и все согласились: вот оно — найдено». «Романтики реализма» — это, на первый взгляд, совершенно непохожие художники, зрелые и состоявшиеся ( Владимир Телин , Сергей Гавриляченко , Юрий Грищенко , Николай Зайцев , Игорь Орлов , Геннадий Пасько , Валерий Полотнов , Валерий Страхов , Алексей Суховецкий и Александр Цыплаков , ушедшие из жизни Никита Федосов , Вячеслав Забелин , Владимир Щербаков , Алексей Жабский , Михаил Абакумов ). Каждый из них — со своей темой, манерой, лицом. Но при этом, как сами они признаются, их живопись едина: она реалистичная по исполнению и романтичная по сути. В свою очередь, искусствоведы говорят о верности московских художников традициям отечественной реалистической школы и непреходящем восхищении перед разнообразием и неповторимостью окружающего мира. Может быть, поэтому их совместные выставки — это всегда яркие и интересные события культурной жизни России.

Практически все художники увлечены цветом. С помощью цвета они создают и формы, и наполняют свои работы глубиной и смыслом. В этом художники следуют традиции московской художественной школы, неслучайно многие из них преподают или преподавали в Московском государственном художественном академическом институте имени Сурикова.

Художники пишут повседневную жизнь, но – не разбирают ее на социальные составляющие, не ищут в окружающей действительности негатива. Красота является главным их мерилом. Даже в том случае, если в их работах звучат грустные, а то и трагические ноты.

Романтики реализма остаются над идеологией. Любой. В советские времена, на заре своего существования, они прошли мимо соцреализма с его идеологической составляющей, мимо «левых» направлений с их часто антисоветским посылом; сегодня художники — над схваткой политических сил и тенденций, таких переменчивых и таких непостоянных.

«Реализм — это океан живой воды, — говорит Александр Цыплаков, художественный руководитель и участник творческого объединения «Романтики реализма». — Многие из художников нашего объединения начинали с авангардных опытов, однако... Каждый в свое время пришел к мысли, что эксперименты только с формой уводят от живого чувства, без которого немыслимо настоящее искусство. Каждый из нас, несмотря на возраст (кому-то из художников объединения едва исполнилось пятьдесят, кому-то перевалило за семьдесят), сохранил восторженный и отчасти детский взгляд на окружающий мир. И этот мир нас не разочаровывает, не кажется скучным и привычным. В наше суррогатное время супермаркетов, когда все перемешивается, когда мы забыли вкус настоящего хлеба, настоящего вина, когда вместо искусства часто предлагаются его целлулоидные заменители, замечательно, что есть такие художники, как мои коллеги по объединению. Это художники действительно высокого уровня. И в своем творчестве они несут то подлинное, что откладывалось в копилку человеческой культуры веками»


В.П.Полотнов; Весна, 1995

Г.И.Пасько; Мартовский день, 1999

В.Н.Телин; ГУМ, ЦУМ, Детский мир, 2004-08

И.М.Орлов; Вечерний интерьер с красным абажуром, 2000