«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)

Вход в личный кабинет


Статьи ( О художниках ):

"Путь художника" (памяти Владимира Щербакова)
Людмила ЦЫПЛАКОВА
10.10.2008

11 февраля 2008 года ушел из жизни Владимир Вячеславович Щербаков.
На отпевании все присутствовавшие испытывали чувство горя от тяжелой утраты, растерянности от её неожиданности и обиды от несправедливости такой внезапной смерти. Ровно неделю назад, 5 февраля,  на открытии созданной им  выставки «Отечество» в ЦДХ  мы обсуждали  её находки и откровения, радовались  успеху. Он выглядел усталым, но довольным результатом своего труда…

При внешнем благополучии событийной канвы его жизни в ней были трагедии, способные сломить слабого человека. Девяностые годы ХХ и начало ХХI века принесли Владимиру Вячеславовичу тяжелые испытания: погиб Андрей, его единственный сын; ушли из жизни близкие ему по духу Н.П.Федосов и В.Н Забелин ; в России наступило «время разрушать» и оно непримиримо противоречило характеру его личности, потому что Владимир Вячеславович Щербаков был Созидатель, Строитель.

Человек не властен выбирать время, но в его власти в любом, самом враждебном ему времени, выбрать путь – согласиться с его законами и действовать «сообразно обстоятельствам», руководствуясь исключительно интересами личного благополучия или   сознательно и последовательно защищая свои идеалы проложить свою линию жизни.

Владимир Вячеславович выбрал второе – он на долгие годы стал Хранителем бесценной русской реалистической традиции в живописи и не только как замечательный живописец, но и как уважаемый и авторитетный руководитель выставочной деятельности Союза художников России. Этой, как он любил говорить, «сверхзадаче» была посвящена вся его жизнь без остатка, во всех её ипостасях – и как художника, и как организатора, и как человека.

Человек он был редкий – замечательно воспитанный, деликатный, с любовью относившийся к близким людям, с пониманием и уважением ко всем, с кем ему приходилось общаться. Он любил жизнь. Хлебосольный хозяин, Владимир Вячеславович с радостью принимал гостей и в совершенстве владел почти забытым искусством застольной беседы, когда удовольствие от красиво поданной  вкусно приготовленной еды и хороших напитков лишь оттеняет главное – теплое и душевное общение собравшихся за столом людей. Его оптимизм облегчал любое, самое сложное дело. Владимир Вячеславович был внимателен и доброжелателен к людям, но, прощая человеческие слабости, был строг и принципиален во  всём, что имело отношение к живописи. Почти сорок лет отбирая работы на выставки всех уровней, он с радостью замечал и поддерживал талантливых живописцев, стараясь по мере возможностей не допускать в выставочные залы откровенную халтуру, бездарность и невежество.

Его мастерство в деле создания экспозиций выставок заслуживает отдельного разговора. Владимир Вячеславович Щербаков был выдающимся экспозиционером. Он превратил рутинную развеску работ «по ранжиру», принятую за правило на крупных выставках в советское время, в творческий процесс создания экспозиции как своего рода продуманной картины, отражающей всё многообразие современной художественной жизни. Каждая созданная им выставка была, по сути, наглядным искусствоведческим исследованием, очень основательным и объективным, поскольку он руководствовался не отвлеченными «концепциями», а глубоким знанием законов живописи и безупречным художественным вкусом. При этом он всегда помнил о том, какое большое значение имеют выставки не только в художественном процессе, но и в творческой жизни  художника.

Владимир Вячеславович был крупнейшим экспертом по современному реалистическому искусству. Он был замечательным живописцем и потому его оценка творчества того или иного художника была верной и точной. Зная сотни российских художников не просто по имени и фамилии, но по их многолетнему творческому пути, он держал в памяти невероятное множество картин и мог в кратчайшее время из простой суммы совершенно разных работ создать цельную экспозицию, подчеркивающую достоинства живописи всех представленных  авторов. На его выставках каждый живописец обретал своё место в художественном сообществе и ориентиры для дальнейшего творческого развития. Экспозиции В.В.Щербакова могли многому научить тех, кто хотел учиться. Это был мощный фактор влияния на художественный процесс, так как здесь творчество художников оценивалось по «гамбургскому счету».

Мы познакомились с Владимиром Вячеславовичем в ноябре 2005 году на его юбилейной выставке в залах СХ России на Покровке, где он предстал как большой мастер русской реалистической живописи, национальной особенностью которой является её искренний патриотизм. Он любил Россию как хороший сын любит мать  - бескорыстно и нежно, не помня обид, не упрекая ни в чём, с радостью принимая хорошее и терпеливо переживая плохое. Эта чистая любовь светится в его волжских полотнах: ослепительной красоты закатах, сияющих утренних туманах, пугающих грозовых небесах и спокойствии ласковых летних вечеров. Мир и красота в его пейзажах, мир и покой в его доме – мягкий вечерний свет, теплота человеческих отношений, уют правильного жизненного уклада. Живопись Владимира Вячеславовича Щербакова отличается ясностью и сложностью одновременно, как всё, что проникнуто гармонией. Её красота несомненна и очевидна  для всех с первого взгляда, и только внимательно вглядываясь в его работы открываешь выверенную сложность их  художественного строя: ничего случайного, никакой «суеты», отвлекающей от главного содержания картины – созерцания красоты окружающего нас мира.

Вторая встреча, с которой началось наше сотрудничество, произошла в январе 2006 года на выставке 20 московских живописцев на Кузнецком Мосту, 11. На этой выставке мы поняли, что судьба сделала нам дорогой подарок – здесь была представлена почти вся современная элита русской реалистической живописи, её среднее поколение, в силу объективных и субъективных  исторических факторов «пропавшее» в информационном вакууме, а потому известное только коллекционерам и специалистам и почти незнакомое широкому кругу зрителей. Владимир Вячеславович был интересным собеседником, он  знал о живописи «всё и немного больше». Беседуя с ним на разные темы,  мы постепенно выяснили, что многие годы он вместе с Н.П.Федосовым, В.Н.Забелиным и В.Н.Телиным сознательно и целенаправленно собирал воедино художников верных живописи, создавая  союз единомышленников способный противостоять уничтожению русской реалистической традиции. Эти замечательные мастера в безжалостное «время разрушения» сохранили в своём творчестве живопись как высокое искусство. Начиная с 70-х годов ХХ века, они становятся центром «силового поля» классической тонально-колористической живописи. К ним «притягиваются» те художники, которые не ищут в искусстве никакой выгоды и стремятся  к одной цели – воплотить в красках божественную красоту мира, преумножить её и подарить людям.

Владимир Вячеславович был скромным человеком  - прекрасно сознавая свою роль в истории русского искусства второй половины ХХ – начала ХХI века, он никогда не говорил о себе и не позволял себе выделять близкий ему круг художников на выставках  СХ России. Тем не менее, последние 15 лет именно работы живописцев круга В.В.Щербакова - В.Н.Телина и близких им по духу мастеров старшего поколения были и остаются той содержательной основой всех крупных выставок, благодаря которой ещё существует понятие «художественный уровень».

В продолжении двух лет галерея «Арт Прима» собирала коллекцию работ признанных мастеров реалистической живописи, прежде всего принадлежащих к «московской школе». Мы понимали, что имеем дело с уникальным культурным явлением – мощным течением в русской реалистической традиции, являющимся, по сути, основным  в современной живописи. Оставалось только произнести его имя – романтический реализм. С мая 2007 г. по декабрь 2008 г. Галерея «Арт Прима» готовила выставку «Романтики реализма» и альбом к ней. Владимир Вячеславович помогал нам по первой нашей просьбе – предоставил свои слайды, материалы из архива; приезжал в издательство на цветокоррекцию, уточнял биографические данные художников, отвечал на самые разнообразные вопросы. На открытии выставки «Романтики реализма» он назвал её итогом большого творческого пути, пройденного им вместе с товарищами-единомышленниками. Конечно, он не думал о смерти, он считал, что этой выставкой завершается этап его жизни как Хранителя и начинается новый, к которому  он стремился долгие годы  - все его силы были отданы подготовке большого проекта – выставки «Отечество». Он обещал нам: «Это будет  НЕЧТО!». Результат его усилий впечатляет: живописный раздел выставки, созданный В.В.Щербаковым – это тема серьёзного искусствоведческого исследования. Русская реалистическая живопись, начиная с 30-х годов ХХ века до наших дней, была представлена во всём бесконечном многообразии и богатстве. Жизненная сила реализма как творческого мировоззрения очевидна и неподвластна времени.

Наше сотрудничество оказалось коротким –  меньше двух лет, но удивительно плодотворным. «Давайте помечтаем, - предложил он нам в Вологде после открытия выставки «Образ Родины», -  помечтаем о том, как хорошо было бы сделать такую замечательную выставку в Москве». Так мы «намечтали» выставку русской пейзажной живописи «Образ Родины» в ЦДХ в феврале 2007 года, выставку, по общему мнению, уникальную не только по качеству экспонировавшейся живописи, но и самой экспозиции.

В делах и заботах мы не сразу заметили, что поменялось время – пришло «время строить», время Владимира Вячеславовича Щербакова, и он прожил оставшиеся ему дни с такой энергией и энтузиазмом, которые удивили всех. Кроме напряженной подготовительной работы к «Отечеству» В.В.Щербаков создал разделы реалистической живописи на юбилейной выставке к 75-летию МСХ в ноябре 2007 г в Большом Манеже, а в январе 2008 г. В ЦДХ. Нагрузка колоссальная, но он не хотел считаться  с плохим самочувствием и не позволял никому себя заменять. На  открытии выставки  «Отечество» мы не смогли поговорить, только коротко обменялись впечатлениями. 6 февраля Владимир Вячеславович позвонил нам: мы обсудили выставку, решили, что надо отдохнуть несколько дней, заняться здоровьем, а потом встретиться и пообщаться. Мы были уверены, что на этой встрече услышим: «Давайте помечтаем…».

Права на материал принадлежат Галерее АРТ ПРИМА. Перепечатка возможна только с обязательной ссылкой на источник.


Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора, 1996

Вечер на Волге. Рыбачки, 2002

Раздумье, 1990-1991

Лодки. Волга, 2002

Сестры. Август, 1987