«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)

Вход в личный кабинет


Статьи ( О художниках ):

"Никита Федосов. Таинство пейзажа"
Людмила ЦЫПЛАКОВА
Газета "Новости МСХ".№10
10.10.2009

С 19 по 30 октября 2009г. в рамках проекта «Романтики реализма» Союз художников России и галерея «Арт Прима» проводят выставку живописи Никиты Петровича Федосова «Таинство пейзажа» , посвященную 70-летию гениального русского пейзажиста ХХ века. В выставочном зале Союза художников России (ул.Покровка, д.37) представлено более 50 работ из собрания СХР, коллекции галереи «Арт Прима» и частных собраний.

В январе 2009 года исполнилось 70 лет со дня рождения Никиты Петровича Федосова - гениального русского живописца второй половины ХХ века.

Годы, прошедшие со дня его трагической гибели сделали имя Федосова легендарным в кругах художников, коллекционеров и любителей живописи. Любые, самые небольшие его пейзажи считаются драгоценностями в коллекциях, их ждут, ищут, с ними не расстаются без крайней надобности.

За это время любимая им Россия изменилась настолько, что вопрос «кем вы были в прошлой жизни?» всем понятен и ни у кого не вызывает изумления. Не изменилась только та парадоксальная ситуация, которая сложилась в исследовании русского изобразительного искусства ХХ века – классическая русская реалистическая традиция, к которой принадлежит живопись Федосова, до сих пор не только не изучена как таковая, она даже не «выделена» из критического и социалистического «реализмов». Более того, в проблеме идентификации русского реализма, как явления мирового изобразительного искусства, и сегодня существует большая путаница. Например, творчество «Союза русских художников» стараниями одного американского и нескольких советских искусствоведов «причислено» к импрессионизму вопреки очевидному – русские художники активно и сознательно использовали пластические и колористические открытия импрессионизма для обогащения своего живописного языка, оставаясь верными принципам реализма. Эта творческая «свобода обращения» с достижениями мирового изобразительного искусства создала условия для развития реалистической традиции именно в России. Начиная с А.К.Саврасова, его учеников и «живописного крыла» «Союза русских художников» в этой традиции формируется и развивается особое направление, имеющее в основе классическую тонально-колористическую живопись, преображенную ярко выраженными русскими национальными особенностями - эмоциональностью и сакральностью мировосприятия.

В середине ХХ века в «московской школе» уже вполне отчетливо выявляются его художественные принципы: неколебимая верность реализму как творческому методу при высочайшем уровне профессионального живописного мастерства и стилистической свободе. По определению Никиты Федосова, это – «реализм не материи, а реализм духовности», который стремится «прийти к преодолению материальности ради духовного, ради художественного образа». Федосов ясно сознавал свою принадлежность именно к этому направлению, называя его словами Нестерова – «поэтический реализм». «А такой реализм мне особенно дорог и близок» - писал он в своих заметках.

Понятно, почему советское искусствознание игнорировало изучение этого направления – оно было ему «не интересно», поскольку совершенно не вписывалось в идеологические схемы и, следовательно, использовать его в интересах «пропаганды политики партии» или «воспитания строителей коммунизма» было невозможно. Вообще говоря, изучение живописи как искусства в принципе не входило в круг первостепенных задач советских искусствоведов. Поэтому, когда в 60-е годы возникла необходимость «обновить» изобразительное искусство (как средство идеологического воспитания) в соответствии с обновлением политики партии, живописность «сталинского стиля» была принесена в жертву идеологии, и в рамках соцреализма создали специальный, идеологически выверенный, идеально-пропагандистский плакатный «суровый стиль».

Никита Федосов окончил Московский художественный институт имени В.И.Сурикова как раз в то время, когда смена стилей набирала силу не только на выставочных площадках, но и в административных структурах. Он вступил в профессиональное сообщество уверенно, как никто другой – его дипломная работа «На Двине» получила высшую оценку. На обсуждении профессор П.Д.Покаржевский сказал: «Это – настоящая, полноценная живопись русской школы. Картина написана так, что кажется каждую стружку можно потрогать. Но есть в ней главное – сердце русского человека. Картина написана звонкими, ликующими красками, она, как песня, излучает чувство радости труда, уверенной силы, согласия и человеческой теплоты».

Однако, многообещающий «картинщик» Федосов очень скоро становится пейзажистом и остается верен своему выбору всю жизнь. В его записках есть обоснование этого решения: « На мой взгляд, - пишет Федосов, - наибольшие достижения современной живописи как именно живописи, связаны с пейзажем. Картина и портрет перестали быть трудным жанром. Печальной памяти «суровый стиль» «освободил» эти жанры от многих, обязательных ранее вещей. Картины без живописи, рисунка, без души и психологии не только стали возможны, но заполняют престижные и ответственные выставки. Была бы «тема» соответствующая (что ведет к профанированию и самой важной темы). Пейзаж без живописи и без души не имеет смысла».

Эти убеждения Никиты Федосова полностью разделяли его друзья, московские живописцы Вячеслав Забелин, Владимир Щербаков, Владимир Телин. С начала 70-х годов они организуют выставки живописи, приглашая к участию в них художников верных русской реалистической традиции. Ценители живописи до сих пор помнят замечательные выставки начала 80-х годов «Родная земля» и «Поэзия родной земли». Особенно внимательно Федосов относился к молодым талантливым живописцам, о его доброжелательности сегодня с благодарностью вспоминают такие известные мастера как Михаил Абакумов и Валерий Полотнов .

В настоящее время это творческое объединение известно под именем «Романтики реализма» и в его выставках наряду с работами Владимира Телина , Михаила Абакумова, Сергея Гавриляченко , Юрия Грищенко , Игоря Орлова , Геннадия Пасько , Валерия Полотнова, Валерия Страхова , Алексея Суховецкого , Александра Цыплакова всегда присутствуют экспозиции ушедших от нас Никиты Федосова, Вячеслава Забелина, Владимира Щербакова, Алексея Жабского. Художники этого сообщества сохраняют в своем творчестве живопись как высокое искусство, вдохновенное романтическое служение красоте.

В альбоме «Романтики реализма» , изданном галереей «Арт Прима», творчеству Никиты Федосова посвящена статья народного художника России Сергея Гавриляченко «Поэзия живописи» . Она дополняет серьезное искусствоведческое исследование живописи Федосова, сделанное его матерью, доктором искусствоведения В.Г. Брюсовой в монографии «Никита Федосов. Жизнь и творчество». Существует еще совсем немного публикаций в периодических изданиях и «предания» о нем и его творчестве в кругах художников и коллекционеров. Библиография для художника такого масштаба более чем скромная.

Тем не менее, место Никиты Федосова в истории не только отечественного, но и мирового искусства очень точно определил С.П.Ткачев еще в 2000 году, выступая на открытии персональной выставки мастера: «Никита Федосов – гениальный художник…подлинный русский художник». Сегодня с уверенностью можно сказать, что его творчество является национальным достоянием, наряду с такими сокровищами русской культуры как пейзажная живопись Саврасова и Левитана.

Никита Федосов бескорыстно и нежно любил Россию. Красота родной земли воплощенная в красках, подаренная людям от всей души – единственная цель его творчества. Необычайно одаренный от природы, он не мыслил своей жизни без живописи, считая ее таинством служения божественной красоте мира: «Для меня живопись – это когда созвучия цветов на холсте производят на душу действие, сходное с действием музыкального аккорда, и когда одновременно краска перестает быть собой, а каким то волшебством становится золотом закатного неба и серебром осеннего тумана, словом всем, что есть прекрасного на свете…».

В этом таинстве открылось ему новое качество пейзажа, выводящее его за границы эстетических категорий. Федосов считал пейзаж высочайшим жанром в изобразительном искусстве, поскольку именно в нем выявляются неизведанные еще возможности для развития человека. «Может быть,- пишет он, - настало время говорить о надежде на «слияние души человека и природы»…духовность современного пейзажа я вижу в этом. В этом огромное общечеловеческое значение пейзажа».

Комментируя эти записки сына, В.Г.Брюсова пишет: «Так значит, пейзаж может выразить даже более глубокое содержание, чем сюжетная картина? Не социальное, а космическое?». Творчество Никиты Федосова дает ясный ответ на эти вопросы – в его пейзажах «слияние» душ человека и природы уже произошло, эталонные с точки зрения тонально- колористической живописи, именно в силу этого качества они переходят в некое измерение, недоступное собственно искусствоведческому анализу. Живопись Федосова имеет не только высокую эстетическую ценность - она открывает нам божественные законы бытия.

Все работы мастера имеют необыкновенное воздействие на зрителя. Мы вновь и вновь убеждались в этом на каждой крупной выставке галереи «Арт Прима» - сначала на выставке русской пейзажной живописи «Образ Родины» (Москва, ЦДХ, 2006 г.) и далее на серии выставок «Романтики реализма» (Москва, ЦДХ, 2007г.; Санкт-Петербург, Выставочный центр Санкт-Петербургского союза художников, июнь 2009 г.; Вологда, ВОКГ, июль-сентябрь 2009 г.). Картины Федосова всегда являются экспозиционным центром выставок «Романтики реализма» – они зрителя встречают и провожают. Наблюдать за реакцией посетителей на небольшие, неброские работы Федосова было очень интересно.

Все зрители делятся на три группы: первые (очень немногие), чьи глаза, являясь полным аналогом оптического прибора, вообще не воспринимают живопись, равнодушно дефилируют мимо; вторые – те, что видели пейзажи Федосова раньше, по - многу раз переходят от одной картины к другой не в силах оторваться от этого чуда; третьи – впервые увидевшие работы мастера, часто впадают в состояние эмоционального шока. Выход из шока делит эту группу еще на две части – люди либо испытывают восторг и восхищение, либо становятся очень агрессивными и выдают полный стандартный набор ругани русского реалистического пейзажа с упоминанием «березок, домиков и церквушек».

Чем объяснить столь мощное воздействие на нас пейзажей Федосова? «Умение сродниться с человеческими переживаниями, стать голосом и зрением многих людей значительно важнее личного самоутверждения. Поэтому так благодарно отзывается сердце на картины Федосова»- считает Сергей Гавриляченко. Так оно и есть. Но есть еще что-то другое, трудноопределяемое.

В храме часто можно наблюдать как мамы и бабушки, редко бывающие на службе, пытаются «приложить» своих малышей к иконам. Как правило, эти попытки вызывают отчаянное сопротивление и кончаются испуганными криками и слезами. Что же так страшит младенцев, находящихся на родных руках в полной безопасности? Возможно, дети бессознательно чувствуют силу Образа, запечатленного на иконах, и она пугает их своей огромностью и неизвестностью. Нечто подобное происходит с пейзажами Никиты Федосова, поскольку они тоже имеют «обратную связь» - не только мы смотрим на природу, но и она смотрит в наши глаза. Причем, происходит эта встреча не в воображении, а в реальном времени и пространстве, с сохранением реальной сомасштабности «визави», поскольку в любом, самом маленьком этюде Федосова мир предстает не фрагментом, но абсолютно целым в своей непостижимой величине и сложности феноменом. Внезапность этой встречи выключает все защитные механизмы цивилизованности и поднимается из глубины подсознания первобытный страх присутствия рядом чего-то живого, непостижимо огромного, неизвестного, а потому опасного, что человек назвал природой. Но в следующее мгновение понимаешь, что природа в пейзажах Никиты Федосова не агрессивна, не равнодушна, напротив, она доброжелательна, прекрасна и гармонична. Она смотрит на нас с любовью и нежностью и от этого взгляда становится стыдно за свою черствость и жестокость по отношению к ней. «Мы больше не «цари природы»,- пишет Федосов, - Мы дети, вернее блудные сыновья ее, возвращающиеся в рубище в отчий дом». Стыд – неприятное чувство, но это единственный путь к покаянию и через него к любви.

Любовь к природе в живописи Никиты Федосова – это не только человеческое чувство, в его пейзажах она предстает во всей своей полноте – как божественная всеобщая мировая энергия жизни. Любовь, сопротивляясь хаосу и смерти, с такой же непреложностью действует в мире, как все известные нам природные энергии, но только в Боге и человеке она существует в активной форме, природа может лишь «отзываться» на человеческую любовь любовью.

Великий Леонардо да Винчи утверждал в «Трактате о живописи», что живопись более верный способ познания мира, чем наука, поскольку «исследует» не только законы существования материи, но и законы красоты и гармонии, то есть познает мир как прекрасное целое. Истинное искусство всегда сакрально, и в таинстве творчества человек, общаясь с Господом, постигает тайны мироздания.

Пейзажная живопись Федосова как светильник евангельской притчи всем «во тьме светит», показывая какие жизненно важные для каждого человека открытия возможны в искусстве. Особенно актуален этот опыт в наше время, когда массовая атеизация сознания в ХХ веке привела к тому, что к началу ХХ1 века перестали «работать» не только эстетические, но и этические нормы, лежащие в основе общественных отношений современной цивилизации.


Заря вечерняя, 1970-е

Осенний мотив, 1965

Лесная опушка, 1986

Ясное утро, 1988

Облачно, 1960-е

Стожки, 1970-е

Эскиз к картине «На картошке», 1970-е

Северная весна, 1980