«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)

Вход в личный кабинет


Статьи ( О художниках ):

"Сергей Гавриляченко: Певец казачьей судьбы"
Ирина БАЛАШОВА
Газета "Красный Север".№94
20.08.2009

Сергей Александрович Гавриляченко , чьи работы представлены в Вологде на выставке «Романтики реализма», избрал в своём творчестве особенную, мало разработанную в изобразительном искусстве тему русского казачества, известную всем по двум гениальным произведениям: роману Михаила Шолохова «Тихий Дон» и его экранизации, сделанной Сергеем Герасимовым.

Обращение к жизни казачества было совершенно естественным для этого художника. Он, рождённый в 1956 году в городе Шахты Ростовской области на земле Войска Донского, генетически ощущает свою неразрывную связь с жизнью и переживаниями своих предков. Вероятно, поэтому его видение темы оказалось исключительно самобытным. Имея таких предшественников, он сумел найти свой подход к трактовке столь серьёзной темы; в отличие от их монументальных эпических панорам живописец создал особый тип исторической картины камерного характера с упором на психологический аспект восприятия и поэтическую интерпретацию бытовых ситуаций.

Чтобы придти к обретению собственной индивидуальности, будущему художнику предстояло закончить педагогический институт в Ростове-на-Дону и Московский художественный институт имени В.И. Сурикова - главную школу для большинства «романтиков реализма». Очень важна была для Гаврилячен-ко роль педагогов. К.А. Тутеволь -любимая ученица А.А. Дейнеки, дала установку на осмысленность творчества и анализ поставленных перед собой задач. Эти заветы оказались очень близки внутреннему психологическому настрою молодого художника. В результате он, талантливый живописец, является и успешным педагогом, и даже своеобычным искусствоведом. Прекрасный колорист, лирик В.Н. Забелин , привил ученикам вкус к «эстетике цветового воплощения образа». Решающую роль в формировании мировоззрения Гавриляченко и не только его, а многих художников и прежде всего «романтиков реализма», сыграл кандидат искусствоведения Н.Н. Третьяков, идеи которого во многом послужили теоретическим фундаментом всего этого направления.

Начало творческой деятельности Сергея Гавриляченко выпало на 1980-е годы, когда историзм в живописи становится характерным для многих выпускников художественных вузов. Почитая гениального В.И. Сурикова, живописец считает важнейшим качеством современного исторического художника «переживать извечную родовую судьбу как свою собственную». История социальных потрясений, вызванных революцией 1917 года и Гражданской войной, пережитых Россией в начале ХХ века, была настолько сложна и трагична, что осознание её подлинной природы никогда не было полным. И если современники воспринимали происходящее скорее как смуту, то в наши дни с опубликованием новых фактов открылся её глобальный трагедийный смысл. Гавриляченко, как человек, родившийся во второй половине ХХ века, обладает способностью видеть непоправимость братоубийственной Гражданской войны. Внешне его небольшие полотна не поражают так, как это происходит с полотнами Сурикова или романом Шолохова и фильмом Герасимова. Но в них есть своя глубинная, звучащая удивительно тонко и точно нота психологической правды, возможно, самая главная в гуманистическом постижении истории. Картина «1913 год» (2006) - наиболее масштабный образ в его казачьей серии. Как в моментальном снимке в ней собраны все представители области Войска Донского перед великой смутой, перед сломом в российской истории. Стремясь быть объективным, автор не использует спецэффекты, но обращается к параллелям из мифологии и религии. Так, в сюжете полотна «Исход» (1992), где показано трагическое бегство мирных жителей из родного дома в неизвестность, явно прослеживается сравнение с евангельским «Бегством в Египет». В «Отдыхающем Марсе» (1995) казак уподобляется римскому богу войны, а во « Всадниках» (2000) персонажи напоминают всадников Апокалипсиса.

Но ближе художнику всё же человеческая, сокровенная сторона давно произошедших событий, которая и является важнейшей не только для конкретного времени, но и в исторической перспективе, так как именно её мы способны постичь и оценить своим сердцем. Стремясь верно угадать психологию чувств, владевших людьми в конкретном месте и времени, Гавриляченко многократно обращается к одному и тому же сюжету - проводам, ожиданию, встрече. Он ищет идеальную компоновку фигур, композиционно-ритмическую и колористическую организацию холста. Он всегда работает с натуры, что не только оттачивает его художественный почерк, но и сохраняет правду передаваемого. Пишет он подолгу, накладывая краску многослойно, часто соскабливая её и прописывая снова и снова, уплотняя пластическую структуру изображения, добиваясь тонкости цветовых соотношений при насыщении густоты и звучности. В результате мы каждый раз ощущаем новое музыкально-поэтическое звучание темы, определяемое изменением количества фигур, их незначительными поворотами, переменой формата полотна и другими внешне малозначительными, но принципиально важными для живописи деталями. Особенно интересно это наблюдать в сюжете «Стремянная». Молодая жена казака подносит ему по обычаю последнюю прощальную рюмочку, которую он выпивает, вставая в стремена, уже сидя на коне. Продолжение этой психологически очень напряжённой ситуации происходит в мотиве ожидания. В нём та же буквально точёная женская фигурка, показанная со спины, устремлена вдаль, ожидая любимого. В картине «Стремянная. Казачьи проводы» (1999) собраны все персонажи - казак и его жена, маленький сын и старики-родители. В полотне «Стригуны» очень трогательно изображён малыш в казачьей форме на таком же, как и он, маленьком жеребёнке-стригуне. Теплота, сердечность переживания Сергеем Гавриляченко внешне обыденных, но важных житейских ситуаций казачьего быта покоряют своей правдой и уловленным тончайшим психологизмом, делая его полотна значительной страницей современной российской живописи.


Ночь, 2007

В поход, 2002

Казачьи проводы, 1997

Пасха, 2004

Вечер, 2006

Казачьи проводы. Стременная, 1999-2000

Постриги, 1994