«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)



Все выставки:

Млада Финогенова.
"Солнце в доме"
9.04.2012 — 21.04.2012

С 9 по 21 апреля 2012 года в Выставочном зале на 1-й Тверской-Ямской, 20 была представлена выставка, включающая в себя живописные и графические произведения Заслуженного художника России, члена-корреспондента Российской Академии художеств Млады Константиновны Финогеновой, созданных мастером в разные периоды её творческой биографии. 
На выставке были представлены работы из собраний автора, галереи Арт Прима, а также частных коллекций.

В 1965 г. она окончила Московский Государственный художественный институт им.В. И.Сурикова, с 1969г. - член Союза художников СССР. Млада Финогенова выросла в творческой среде, с детства была окружена атмосферой искусства, друзьями родителей были: А.А. Пластов, Д.К. Мочальский, Г.Г. Нисский. Свое восхождение на художественный олимп она начала в семидесятые годы прошлого века. Графические работы художника того времени четкие, с отточенной композицией и выразительными сюжетами, ритмичные и призывно плакатные были замечены публикой и оценены высокими наградами. Сегодня они выступают не только как отражение ушедшей эпохи с яркой идеологической канвой произведения, но и, несомненно, как исторический документ. Однако открыть свое мироощущение, найти свой неповторимый живописный почерк и достучаться с холста до самых укромных уголков сердца зрителя Младе Финогеновой удалось позже, обратившись к жанру интерьера. Тогда, в 1979 г. после многочисленных поездок по всей России и заключительной на Командорские острова, среди ярославских лесов в древнем городе Борисоглеб, художник находит свой, близкий сердцу тихий уголок. Там же впервые знакомится со старинным купеческим домом, интерьеры которого будут воплощены в её живописных работах, а сам дом превратится в историческое осмысление ценности и перспективы своей жизни. Изображенный в разное время года, теплым вечером или в жаркий полдень дом на картинах Финогеновой станет центром вселенной, вокруг которой происходит течение времени.

 Свои мысли о смысле жизни, человеческом счастье автор создаёт, заходя изнутри к этой вечной задаче, наблюдая оттуда за её невидимой фабулой. Для автора жилище – это мир этических и эстетических ценностей, откуда глубже и тоньше проступают пристрастия, людские нравы и где сохранён хрупкий внутрисемейный быт с духовными ценностями и моральными устоями, неподвластными времени. Каждый предмет на картине автора хранит тепло рук человека его создавшего, память поколений, которые пользовались ими в радости и в печали. Живопись Финогеновой не конфликтна, изображение заглублено в область психологического состояния присутствия в этом месте здесь и сейчас. Картины не сводятся только к наблюдению. Усиливается значение предметного мира, где каждая деталь несет определенное смысловое отношение к жизни за окном. Заботливая хозяйка (везде видна рука женщины) разливает по пространству благодать спокойствия и добра, дарит умиротворение в работе «Интерьер с самоваром» (1990г.), наполняет живой, вибрирующей цветовой массой произведение «Листопад» (2001г.). Играют лучи солнца на картине «Весна. Ксюша» (2007г.), «Солнце в доме» (2001г.), фактура живописи плотна и правдива. Финогенова необычайно точна в описании деталей комнаты, света падающего на тактильно ощущаемые широкие некрашеные половицы «Голубая весна» (1995г.), фактуру полотна скатерти «Белая сирень» (1989г.). Все предметы физически осязаемы, здесь нет места случайности. Правдивость и убедительность усиливаются дистанцией между цветом натуры и цветом ее воспроизведения. Тёплая гамма древесины светится янтарным золотом, атмосфера наполнена таким теплом, что невольно хочется шагнуть внутрь полотна. «Лето в доме» (1988г.) Доверительность общения со зрителем усиливается интимными интонациями и изысканностью цвета. Предметы быта дворянских усадеб, купеческих домов, крестьянских изб (мебель резные стулья, утварь, зеркала и горки), бережно собранные хозяйкой становятся собеседником художника.

В девяностых канула в лету навязанная сверху партийная идеология, сменившись индивидуализмом и уходом от всяких моральных норм и принципов, проявился интерес к своей личности и жизни для себя. Тогда вопреки надвигающемуся нашествию глобальной цивилизации, поклонению золотому тельцу и обезличиванию всего, камерные произведения Млады Финогеновой встали на защиту исконности и незыблемости национальных устоев.

Именно в интерьерах Млады Финогеновой темы произведений разворачиваются нравственным ракурсом и достигают наивысшего философского звучания. Смысловой доминантой работ становится распахнутое окно, где бурные социальные перемены развевают кружевную занавеску, врываются в устоявшийся, заботливо выстроенный быт, но так и остаются снаружи. Мысль о теплом доме, где всегда ждут, примут, поймут, где можно обрести душевное равновесие и почувствовать радость бытия, проведена тонко, без нажима и стала в работах Млады Финогеновой гимном бережного отношения к прошлому, к своему гражданскому долгу и бескорыстному служению дому и семье. Картины Млады Финогеновой находятся в коллекции музея ИРРИ, музеях России, за рубежом, а также, украшают частные коллекции и подарят незабываемые минуты посетителям выставки.

Наталья Крылова

 Адрес Выставочного зала: 1-я Тверская-Ямская, д. 20, проезд до ст. метро «Маяковская» или «Белорусская».

 Ежедневно с 11.00 до 19.00, пятница с 11.00 до 17.00. Выходной день - воскресенье