«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)



Все выставки:

Юбилейная выставка Сергея Гавриляченко «Неизвестный художник»
12.10.2016 — 28.10.2016

12 октября 2016 года в Выставочном зале Союза художников России (ул. Покровка, 37) состоялось открытие юбилейной выставки Сергея Гавриляченко «Неизвестный художник».

Сергей Александрович Гавриляченко - художник, имеющий за плечами длинный творческий путь, преподавательскую деятельность и интерес к теории современного реалистического искусства. 60-летний рубеж он переходит с обращением к иронии, которая при этом не отменяет глубины разработки важных творческих задач.

"Неизвестный художник" - с улыбкой говорит он о себе. И это после многолюдных выставок и жарких публичных выступлений. Конечно, этого художника все знают, многие считают его едва ли не классиком, но Гавриляченко, влюбленный в нестандартные парадоксы, говорит скорее о том, что авторство - всегда исчезновение, посвящение всего себя типологическим противоречиям, обладающим всеобщим характером. "Неизвестность" для реалистического художника - это главная задача искусства, которая стремится стать фактом действительности, отразить реальность во всех ее базовых конфликтах. В этом случае "личность" художника отходит на второй план - и он становится изменением, может даже и стратегическим, положения дел в мире искусства, в мире чувственных и идеологических выборов. Быть "неизвестным" - означает совпасть с контекстом, совпасть и отразить его в подлинно реалистической манере. И тогда мы уже не говорим о художнике "родился, женился, учился...", мы говорим о нем как о носителе функций изменения мира искусства - какие темы были им раскрыты, какие положения аргументированы и какие произведения можно выделить.

Гавриляченко раскрывает две главные линии в своем творчестве – это казачья тематика, методично развиваемая им на протяжении многих лет, и абсолютно противоположная этому простору и широте меланхолическая камерность, в которой художник исследует свой частный мир. Русское искусство, жизнь живописца в России по сути своей вдохновляется двумя главными, родовыми примерами - это Александр Иванов, с его "Мессией", и Павел Федотов, с тонкой аллегорической повседневностью. Отсюда и принципиальное значение двух живописных жанров - исторического и бытового, которые все время дополняют друг друга. Гавриляченко в своем творческом методе совмещает "внутреннего Иванова" и "внутреннего Федотова". И если сюжеты на казачью тему действительно отмечены мессианским обещанием скитания истории, то более поздние работы всецело раскрывают художника в его отношении с повседневностью.

Для Гавриляченко повседневность противоположна казачьему простору. Это немобильная, замкнутая среда, маленький ящик жизни, каморка, в которой складируются человеческие фантазмы, амбиции, желания. Если казак ушел, чтобы изменить историю, то лирический герой поздних работ художника завис на диване или кухоньке, чтобы об истории фантазировать.

В жизни Сергей Александрович - очень энергичный и боевой полемист, всегда готовый к сражениям и дискуссиям. Он буквально излучает удаль и неиссякаемую жажду жизни. Однако его лирическое Я, представленное в поздних работах, совсем другое - это герой, будто бы неуверенный в собственном месте, в череде бытовых ритуалов и ритуальчиков, его плечи никогда не расправлены, взгляд как-то боязливо направлен прямо перед собой, а жесты всегда замкнуты. Для Гавриляченко живопись - нечто более медитативное и одинокое, чем публичные роли успешного преподавателя и секретаря Союза художников. Это то занятие, которое может погрузить тебя в сосредоточенность, чтобы лучше рассмотреть самого себя и свою жизнь. Художественные средства, как нельзя лучше подходящие для подобной интроекции, на самом деле лучше всего совпадают с современным состоянием общества, когда привычные связи оказались утрачены.

Колорит поздних работ довольно мрачный, вечерний и комнатный, либо по-зимнему холодный. Фактура и деталировка тщательна, что дает ощущение какой-то особой сконцентрированности на мелочах, которые то тут, то там выдают собственную аллегоричность или раскрывают пышную нелепицу быта. Складки на диване, книги, стихийные натюрморты кухонного стола, за которым ведутся диалоги, - все это формирует довольно замедленный и очень рефлексивный мир художника-юбиляра, решающего заниматься отныне только главными, неспешными темами, будь то память и забвение, позиция художника во "всеобщей истории искусства", или же отношения с друзьями и товарищами. В московских двориках и квартирах казаку тесно, не хватает далекого горизонта. Именно поэтому художник учится "путешествовать, не вставая с места" и превращает собственную комнату в главное поле разворачивания наблюдательности и кругозора.

Цой Наталья Сергеевна

Выставка продлится до 28 октября 2016г.

Материал взят с сайта http://shr.su



Стол с подогревом здесь со скидкой.