«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)



Все выставки:

Выставка "Жанровая картина", посвященная памяти Владимира Телина
03.04.2013 — 12.04.2013

С 3 по 12 апреля 2013 года в выставочном зале Союза художников России (ул.Покровка, д.37) прошла выставка произведений художников России "Жанровая картина", посвященная памяти Народного художника России Владимира Телина (1941-2012). В выставке приняли участие известные живописцы, среди них участники творческого объединения "Романтики реализма": Сергей Гавриляченко , Юрий Грищенко , Николай Зайцев , Валерий Полотнов ,
Алексей Суховецкий , Владимир Телин , Александр Цыплаков и другие.

Молчание большого, эпохального, эпического налагает особый спрос на камерное, доверительно-личное, что мыслилось стержнем выставки «Жанровая картина» живописной комиссии СХР в память её председателя, Народного художника России Владимира Никитовича Телина.

Трепетная плоть жанровой картины всегда отражала те вопросы, сомнения или, как их сейчас принято, называть, вызовы времени, которые волновали в данный момент общество. А сверх того — и последнее гораздо интересней профессиональному сообществу — рассказывало о состоянии самого искусства, о жизнеспособности сложных форм творчества, таких как сюжетные картины, о сохранении органической связи искусства с живой жизнью народа.

И экспозиция показывает, в каком пространстве ищут вопросы и ответы художники.

Прежде всего, продолжая определённую традицию, идёт разработка эстетических и этических проблем, обозначившихся в предшествующие десятилетия с поэтизацией деревни и тоской по её исчезновению, с романтизацией города как места почти сказочного, где происходят встречи и расставания, где повседневность обретает некую весомость. Современный город, и в этом художники правы, утрачивает уютность камерных уголков, духовную наполненность и мест, и людского движения, прелесть чередования быта и оживления праздника «дней города» или «проводов русской зимы». Город становится функциональным до предела, а тех, кто выпавшую ему функцию выполнять не может, выдавливает в пригороды, на вокзалы, а то и ещё дальше. Умирающая или преобразующаяся до неузнаваемости деревня, либо утрачивающая прелесть ветхости и старины, либо в этой ветхости рассыпающаяся, жёсткий город, который даже памятником под открытым небом уже не в состоянии быть, задавленный новоделами и рекламными щитами — в такой среде возможно ли обретение идеала? И художниками, и теми, для кого они пишут картины.

Часть художников обращается в поисках идеала к историко-бытовому жанру, плодотворно существующему в русском искусстве полторы сотни лет, разумея большую гармонию и наполненность жизни минувших годов. Порой героями этих полотен становятся узнаваемые личности прошлого. Порой это обобщённый типаж, а порой и диалог с предшественниками-живописцами, в котором определяется новое понимание нравственных, социальных, исторических проблем.

Что же до наследия В.Н. Телина, то все знакомые с его творчеством представляют, что художник в каждой работе даже самого обыденного сюжета умел придать живописному повествованию характер выходящей за рамки повседневности многозначности, отсылая к пространству инобытия, сказки, выстраивая рассказ многослойный, открывающийся при внимательном всматривании, при сопряжённом восприятии нескольких работ автора. Увы, сказка, фольклор, народная космогония выдавливаются из нынешнего дня, они плохо согласуются с примитивным рационализмом сегодняшних хозяев жизни. А потому полотна мастера остаются прекрасной, но уже ставшей историей страницей нашей культуры.

Всё же в мороке времени остаются островки человечности, в которых жизнь ещё может войти в нормальные измерения: дом, семья, дети, глубокая душевная привязанность. Праздничностью окрашивается обычное чаепитие, чудом наполняются ребячьи забавы, радостным разноцветием звучат сцены повседневных хлопот.

В этом пространстве рождается ещё одно настроение, близкое надежде – ожидание. Ждут свершения Таинства Крещения близкие, замершие под сводами церкви, ждут своей весны девчушки-подростки, ждут в прибранной комнате возвращения домашних, ждут внучат, живущих уже совсем другой жизнью, ждут светлых праздников, готовя подарки близким, украшая своими руками хоть малую часть великого мира.

текст опубликован по материалам пресс-релиза СХР, ВИКТОР КАЛАШНИКОВ, кандидат искусствоведения