«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)



Все выставки:

Персональная выставка
Игорь Орлов
4.03.2011 — 20.03.2011

С 4 по 20 марта 2011 года в Государственном выставочном зале "Замоскворечье" прошла персональная выставка живописи Заслуженного художника России Игоря Михайловича Орлова , посвященная 50-летию творческой деятельности мастера.

В теплом вечернем небе, освещая все пространство картины, сияют громадные стрекозы, настолько большие, что соизмеримы только с растворяющимся в золотом мареве силуэтом храма; гигантский букет колокольчиков, во много раз превосходящий размером дерево, замыкает открытую в небо часть интерьера деревенской избы; высоко в небесах плывет вместе с облаками маленькая деревенька с крохотными домиками на пригорке, расчерченном проселочными дорогами, сверху она обрамлена зелеными деревьями с массивными летними кронами, а снизу – золотыми прозрачными осенними березами… – все, что мы видим на картинах Игоря Михайловича Орлова совершенно нереально с точки зрения и знания, но абсолютно реально с точки искусства и воображения.

«Живописный язык должен быть естественным, как дыхание, адекватным твоему замыслу», – написал Орлов в автобиографической книге «Смотрю из детства. Игорь Михайлович Орлов – единственный известный нам живописец, который не только осознанно ставит в своем творчестве задачу защиты красоты, но и решает ее художественными средствами. Стремясь к этой высокой цели художник до предела возможного уплотняет живописную ткань, укрепляя ею непрочную ткань бытия. В его полотнах нет ничего призрачного и легкого, даже небо написано плотно, а свет от абажура или луч солнца почти осязаемы. Земля и небо максимально сближены в тоне так, что одно естественно перетекает в другое. Красочный слой густой, фактурный до такой степени, что некоторые детали буквально вылеплены. Эта система живописных приемов делает изображение необычно весомым, осязаемым, придает ему убедительность реально существующего.

Образный строй Орлова вначале вызывает некоторое недоумение, как встреча с человеком совершенно точно знакомым, но очень давно, и сразу не вспомнить, кто такой и где встречались. Где и когда мы видели гигантских стрекоз величиной с вертолет, подсолнух ростом с многоэтажный дом, летающие острова, крохотные домики, деревья с листок и листья с дерево? Нигде не видели, но когда – в детстве – мы все это воображали, мы были великанами, переступающими через дома; мы были «малюсенькими», как муравьи, и путешествовали в траве, как в джунглях; мы летали, как бабочки, и обживали облака… Мир не только не сопротивлялся нам, но с удовольствием подчинялся нашей радостной фантазии.

Живопись Игоря Михайловича Орлова замечательно традиционна, в ней особенно отчетливо проявляется характерная для романтического реализма особая, вневременная связь между живописцами не только разных поколений, но и разных культур. Творчество его совершенно естественно существует в мировой живописной традиции, частью которой является романтический реализм. Романтиков реализма объединяют не стилистические или формальные особенности, их объединяет отношение к живописи как служению красоте. При этом во всем, что касается живописного языка, они абсолютно свободны, в их распоряжении неисчислимые богатства многовековой живописной реалистической традиции.

Насколько плодотворен в искусстве романтический реализм, можно судить по творчеству Игоря Михайловича Орлова. Его живопись традиционна и ярко индивидуальна одновременно. В ней воплощено глубокое знание главного закона мироздания – закона гармонии, это знание позволяет мастеру откровенно говорить с нами о том, что его волнует: о непреходящей красоте мира, ее силе и беззащитности, и это по себе является настолько грандиозной созидательной силой, что «однажды увиденное не может быть возвращено в хаос никогда».

Адрес Государственного выставочного зала «Замоскворечье»: Москва, ул.Серпуховский вал, д. 24/2, м. Шаболовская)
Часы работы : вт-пт 11.00-18.00
сб-вс 11.00-15.00
Телефон для связи: (495) 954-30-09