«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)



Все выставки:

Групповая выставка
"РОМАНТИКИ РЕАЛИЗМА.
МОСКОВСКИЕ ЖИВОПИСЦЫ"
3.05.2012 — 20.05.2012

"Романтики Реализма" - это уникальный масштабный выставочный проект, который возвращает в культурное пространство современной России романтический реализм – национальное течение в отечественной живописи, имеющее более чем столетнюю историю. Творчество романтиков реализма отличается яркими особенностями, характерными для русского мировосприятия: эмоциональностью и отзывчивостью, открытостью и восприимчивостью, любовью к родной земле и стремлением к совершенству.

С 3 по 20 мая 2012г. в Выставочном зале МСХ (Кузнецкий Мост, 11) на выставке "Романтики Реализма. Московские живописцы" было представлено 150 картин современных мастеров романтического реализма из коллекции галереи Арт Прима и частных собраний. Участники выставки - известные московские художники: Николай БОРОВСКОЙ, Сергей ГАВРИЛЯЧЕНКО, Юрий ГРИЩЕНКО , Николай ЖЕЛТУШКО, Николай ЗАЙЦЕВ , Герман НЕЗНАЙКИН , Игорь ОРЛОВ , Юрий ОРЛОВ, Геннадий ПАСЬКО, Николай ПЛАСТОВ, Валерий ПОЛОТНОВ , Сергей СМИРНОВ, Вячеслав СТЕКОЛЬЩИКОВ , Алексей СУХОВЕЦКИЙ , Владимир ТЕЛИН , Млада ФИНОГЕНОВА и Александр ЦЫПЛАКОВ .

Романтический реализм зародился в Москве в кругу живописцев, близких А.К.Саврасову и связанных с Московским училищем живописи, ваяния и зодчества; развивался в творчестве «живописного крыла» «Союза русских художников», а в 20 веке наиболее полно раскрылся в «московской школе». Стилевое и жанровое разнообразие, характерное для живописи этого направления, не разъединяет, а напротив, объединяет романтиков реализма общим стремлением  воплотить красоту мироздания в красках. «Манер живописи много, - говорил А.К.Саврасов своим ученикам, - дело не в манере, а в умении видеть красоту».

Живопись, представленная на выставке, понятна всем и не нуждается в специальных комментариях. Реалистическая по форме и романтическая по сути, она воспевает красоту мира и начисто лишена «практических» целей – социальной пропаганды, критики или проповеди. Ее поэтичность и музыкальность пробуждают в зрителе высокие чувства любви к Родине, к своему народу, интерес к его истории и культуре.

За последние пять лет в рамках проекта "РОМАНТИКИ РЕАЛИЗМА" было проведено четыре групповые выставки ( Москва , 2007; Санкт-Петербург , 2009; Вологда , 2009; Нижний Новгород , 2010) и более 30 персональных, которые посетило более 50 тысяч человек. Многочисленные отзывы зрителей говорят о том, что творчество романтиков реализма востребовано сегодня, как никогда, и находит отклик в сердцах людей разных поколений и национальностей.

На вернисаже выставки с приветственными словами к участникам и гостям обратились:

Председатель Правления Московского Союза Художников Виктор Александрович Глухов, председатель Союза художников России Андрей Николаевич Ковальчук, председатель комиссии Думы по Регламенту, правилам и процедурам Александр Николаевич Крутов, член Президиума Российской академии художеств Александр Иванович Рожин, председатель Исполкома Международной конфедерации союзов художников Масут Махмудович Фаткулин.

Сюжет о выставке. Телеканал "Культура"

Название выставки в Большом зале Московского союза художников, «Романтики реализма», даёт повод вспомнить, что первые романтики воспевали природу и чувства, полемизировали с культом разума и технического прогресса. Потом «романтическим» стали называть изображение всего далёкого от реальности, всего странного. В 70-е годы прошлого века группа московских живописцев предложила свою «версию» жанра и неофициальное творческое объединение именно так и назвала - «Романтики реализма». «Странными» им не кажутся ни название, ни верность традиционной манере. Рассказывают «Новости культуры».

Русская реалистическая школа живописи сегодня существует. Все еще. Это главная новость по поводу этой выставки. Уже один факт того, что до сих пор в искусстве не перевелись те, кто не претендуя на участие в актуальных конкурсах, премиях, биеннале, продолжают традиции, многими современными художниками преданные анафеме, заслуживает и премий, и призовых мест на биеннале и конкурсах. 150 картин, 17 художников. Николай Желтушко один из них. Один из его холстов. Обычная церковь. Необычно лишь то, что это затопленная в 39-м церковь в Калязине, от которой сегодня осталась одна колокольня. «Почему я эту картину написал? Лишь чтобы люди видели и знали, что мы потеряли, – рассказывает художник Николай Желтушко. – Мы теряем очень много. Ведь потерять то, что наши предки создают, а мы пинаем ногой. Как это мы можем забыть наши корни, силу, энергию? Никогда». Эти работы отличаются от произведений классиков позапрошлого века. Примерно так же, как «Жигули» отличались от «Фиата». Смысл остается тот же. И форма тоже. Это главная ценность реалистического искусства, его символ веры.

«Вот Саврасов говорил: манер в живописи много, – говорит художник Александр Цыплаков. – Дело не в манере, а в умении видеть красоту. То есть в проходящем, незаметном и, вроде бы, уже устаревшем, не сегодняшнем – вот те ценности, родовые – они необычайно важны для сохранения культуры и вообще такого понятия, как русский народ».

Можно спорить с авторами этих полотен по поводу формы: почему под сохранением традиции большинство из них понимает именно перенесение на холст архитектуры и быта XIX века? Костюмные – в широком смысле – картины здесь почти все, но ведь это не стилизация. …Но с главным не поспоришь: писать красиво, а не красивенько, не хуже, чем умел Саврасов и Коровин, так, чтобы вспоминались дни творения, сегодня разучились еще не все.

Материал взят с сайта: http://www.tv.kultura.ru/

"Романтический реализм". Людмила Цыплакова. Газета "Новости МСХ" №3.05.2012

Выставка "Романтики реализма", открытая в Московском Доме художника (Кузнецкий мост, 11) с 3 по 20 мая 2012 г., на которой представлены работы 17 известных московских художников: Николая Боровского , Сергея Гавриляченко , Юрия Грищенко , Николая Желтушко, Николая Зайцева , Германа Незнайкина , Игоря Орлова , Юрия Орлова, Геннадия Пасько , Николая Пластова, Валерия Полотнова , Сергея Смирнова, Вячеслава Стекольщикова , Алексея Суховецкого , Владимира Телина , Млады Финогеновой , Александра Цыплакова – редкое и отрадное явление в современной художественной жизни  столицы. Она представляет высокое искусство классической  тонально-колористической живописи, основанной на принципах реализма.

Формально такая  живопись  понятна  всем и не нуждается в специальных комментариях и разъяснениях.  Человек видит  мир в свете и цвете; живописец, использует свет (тон) и цвет (колорит) для изображения красками на холсте фактически существующей формы объектов и окружающего их пространства. Но для чего он это делает?  Если только для того, чтобы поставить перед миром зеркало,  в котором  отразится его внешний вид, то это занятие к искусству  никакого отношения не имеет – в лучшем случае получится более или менее  точная проекция.

В мировой культуре  искусство, как и религия,  собирает, хранит и передает из поколения в поколение знания о невидимой «части» мироздания, главным образом  о мире «горнем», с которым человек связан душевно и духовно.

Цель  реалистической живописи, -  по определению гениального русского пейзажиста 20 века Н.П.Федосова ,  -  состоит в том,  чтобы в изображении  «прийти к преодолению материальности ради духовного, ради художественного образа».

Понятие «художественный образ»  лежит в основе реализма -  метода познания мира, присущего только  искусству. В  процессе его создания живописец  открывает  под  оболочкой природной формы изначальный образ объекта или явления как элемента  божественной системы мироздания, совершенной в своей  гармонии и красоте. В художественном образе зримое соединяется с умозрительным, познаваемое с непостижимым,  и   мы обретаем возможность воспринимать мир во всей полноте его единой и цельной реальности.  И вот тогда,  на наших глазах,  при нашем участии  происходит чудо живописи:  «когда созвучия цветов на холсте производят на душу действие, сходное с действием музыкального аккорда, и когда одновременно краска перестает быть собой, а каким-то волшебством становится золотом закатного неба и серебром осеннего тумана, словом всем, что есть прекрасного на свете, приобретая внутреннее свечение» (Н.П.Федосов).

Значительная  часть экспозиции выставки отдана жанру пейзажа, который объединяет художника и зрителя общим переживанием красоты и радости бытия.  Представление о  красоте в реалистической живописи вообще и в пейзаже в частности -   не интеллектуальное, человек получает его не в результате  размышлений и умозаключений, а путем зрительных впечатлений, с интересом и удовольствием наблюдая за жизнью созданной Творцом природы. В этом смысле пейзаж сакрален, как никакой другой жанр, (за исключением иконописи), поэтому  требует от художника и от зрителя  душевной чуткости и духовной сосредоточенности.

Очевидно, что именно эта особенность пейзажной  живописи ярко проявилась в традиции романтического реализма, который воплощает  в искусстве  характерные черты русского национального мировосприятия: эмоциональность и  отзывчивость, открытость и восприимчивость, любовь к Родине и  стремление к совершенству.

Родившись в Москве,  в кругу художников Московского училища живописи, ваяния и зодчества,  близких А.К.Саврасову,  романтический реализм формировался в творчестве мастеров  «живописного крыла» «Союза русских художников», а  после его ликвидации   более полувека развивался преимущественно  в жанре пейзажа,  аполитичном по определению и потому малоинтересном для советского искусствознания. С  начала своего существования он был антиподом политизированного «критического» реализма и остался таковым по отношению к его преемнику - реализму  «социалистическому».  Это  национальное  течение в отечественной живописи,  имеющее более чем столетнюю историю,  было  чужеродным в концептуально «интернациональном» искусстве советского периода и не вписывалось в схемы партийной пропаганды.   Внешне официальное отторжение  выразилось в безымянности, отсутствие имени как бы лишало его права на существование,   и только в новой России  в начале 21 века  оно,  наконец, получило имя.

История искусствоведческого «открытия» романтического реализма началась зимой 2007 года, когда  галерея «Арт Прима» вместе с Союзом художников России и Вологодской  областной  картинной галереей провела в Центральном Доме художника выставку  русской пейзажной живописи «Образ Родины», в   которой участвовали почти все живописцы представленные в этом издании.  Ее концепция – демонстрация нерушимости реалистической традиции в русской живописи с конца 19 века до наших дней – была удачно реализована в экспозиции.  Выставка,   включавшая около 400 работ 83 русских живописцев, стала серьезным искусствоведческим исследованием и  выявила мощное, исторически сложившееся течение в русском реализме 19 – 21 веков, названное впоследствии романтическим реализмом. Подробнее

Книга отзывов о выставке "Романтики реализма. Московские живописцы"