«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)



Статьи (О выставках):

Романтический реализм
Людмила ЦЫПЛАКОВА
Газета "Новости МСХ", №3. 2012
10.05.2012

Выставка "Романтики реализма", открытая в Московском Доме художника (Кузнецкий мост, 11) с 3 по 20 мая 2012 г., на которой представлены работы 17 известных московских художников: Николая Боровского, Сергея Гавриляченко, Юрия Грищенко, Николая Желтушко, Николая Зайцева, Германа Незнайкина, Игоря Орлова, Юрия Орлова, Геннадия Пасько, Николая Пластова, Валерия Полотнова, Сергея Смирнова, Вячеслава Стекольщикова, Алексея Суховецкого, Владимира ТелинаМлады Финогеновой, Александра Цыплакова – редкое и отрадное явление в современной художественной жизни  столицы. Она представляет высокое искусство классической  тонально-колористической живописи, основанной на принципах реализма. 

Формально такая  живопись  понятна  всем и не нуждается в специальных комментариях и разъяснениях.  Человек видит  мир в свете и цвете; живописец, использует свет (тон) и цвет (колорит) для изображения красками на холсте фактически существующей формы объектов и окружающего их пространства. Но для чего он это делает?  Если только для того, чтобы поставить перед миром зеркало,  в котором  отразится его внешний вид, то это занятие к искусству  никакого отношения не имеет – в лучшем случае получится более или менее  точная проекция.

В мировой культуре  искусство, как и религия,  собирает, хранит и передает из поколения в поколение знания о невидимой «части» мироздания, главным образом  о мире «горнем», с которым человек связан душевно и духовно.

Цель  реалистической живописи, -  по определению гениального русского пейзажиста 20 века Н.П.Федосова,  -  состоит в том,  чтобы в изображении  «прийти к преодолению материальности ради духовного, ради художественного образа».

Понятие «художественный образ»  лежит в основе реализма -  метода познания мира, присущего только  искусству. В  процессе его создания живописец  открывает  под  оболочкой природной формы изначальный образ объекта или явления как элемента  божественной системы мироздания, совершенной в своей  гармонии и красоте. В художественном образе зримое соединяется с умозрительным, познаваемое с непостижимым,  и   мы обретаем возможность воспринимать мир во всей полноте его единой и цельной реальности.  И вот тогда,  на наших глазах,  при нашем участии  происходит чудо живописи:  «когда созвучия цветов на холсте производят на душу действие, сходное с действием музыкального аккорда, и когда одновременно краска перестает быть собой, а каким-то волшебством становится золотом закатного неба и серебром осеннего тумана, словом всем, что есть прекрасного на свете, приобретая внутреннее свечение» (Н.П.Федосов).

Значительная  часть экспозиции выставки отдана жанру пейзажа, который объединяет художника и зрителя общим переживанием красоты и радости бытия.  Представление о  красоте в реалистической живописи вообще и в пейзаже в частности -   не интеллектуальное, человек получает его не в результате  размышлений и умозаключений, а путем зрительных впечатлений, с интересом и удовольствием наблюдая за жизнью созданной Творцом природы. В этом смысле пейзаж сакрален, как никакой другой жанр, (за исключением иконописи), поэтому  требует от художника и от зрителя  душевной чуткости и духовной сосредоточенности.

Очевидно, что именно эта особенность пейзажной  живописи ярко проявилась в традиции романтического реализма, который воплощает  в искусстве  характерные черты русского национального мировосприятия: эмоциональность и  отзывчивость, открытость и восприимчивость, любовь к Родине и  стремление к совершенству.

Родившись в Москве,  в кругу художников Московского училища живописи, ваяния и зодчества,  близких А.К.Саврасову,  романтический реализм формировался в творчестве мастеров  «живописного крыла» «Союза русских художников», а  после его ликвидации   более полувека развивался преимущественно  в жанре пейзажа,  аполитичном по определению и потому малоинтересном для советского искусствознания. С  начала своего существования он был антиподом политизированного «критического» реализма и остался таковым по отношению к его преемнику - реализму  «социалистическому».  Это  национальное  течение в отечественной живописи,  имеющее более чем столетнюю историю,  было  чужеродным в концептуально «интернациональном» искусстве советского периода и не вписывалось в схемы партийной пропаганды.   Внешне официальное отторжение  выразилось в безымянности, отсутствие имени как бы лишало его права на существование,   и только в новой России  в начале 21 века  оно,  наконец, получило имя.

История искусствоведческого «открытия» романтического реализма началась зимой 2007 года, когда  галерея «Арт Прима» вместе с Союзом художников России и Вологодской  областной  картинной галереей провела в Центральном Доме художника выставку  русской пейзажной живописи «Образ Родины», в   которой участвовали почти все живописцы представленные в этом издании.  Ее концепция – демонстрация нерушимости реалистической традиции в русской живописи с конца 19 века до наших дней – была удачно реализована в экспозиции.  Выставка,   включавшая около 400 работ 83 русских живописцев, стала серьезным искусствоведческим исследованием и  выявила мощное, исторически сложившееся течение в русском реализме 19 – 21 веков, названное впоследствии романтическим реализмом.

Народная любовь к русскому пейзажу, воспевающему красоту родной земли,  восторженные отзывы людей  разных поколений, социальных групп из многих регионов России позволили  определить основное качество этого течения – глубокую, точнее говоря «кровнородственную» связь с национальным мировоззрением. Для русских красота изначально являлась  несомненным  свидетельством присутствия Господа в этой реальности, поэтому наши предки,  выбирая образ веры, только ее  искали в религиях и обрядах других стран.

Народный идеал совпал с православным представлением  о Царстве Божием как красоте абсолютной, где  «Господь воцарися в лепоту облечеся».  Такое понимание красоты, выводит ее за пределы  эстетической категории, она раскрывается  как божественный  принцип гармоничного мироустройства,  доступный человеческому восприятию. Его невозможно  сформулировать, но именно он является основным  в  романтическом реализме.

Стилевое и жанровое разнообразие, характерное для живописи этого направления, не разъединяет, а напротив, объединяет художников общим стремлением воплотить гармонию  мироздания в красках. «Манер живописи много, - говорил А.К.Саврасов, - дело не  в манере, а в умении видеть красоту».

Первая выставка масштабного  проекта галереи «Арт Прима» «Романтики реализма» была показана  в конце декабря 2007- начале января 2008 года в ЦДХ.  В 2009 году  выставки «Романтики реализма» с успехом прошли  в Санкт-Петербурге и Вологде, а весной 2010 года – в Нижнем Новгороде.

Выставка 2012 года «Романтики реализма. Московские живописцы» на Кузнецком, 11  выходит за границы обычного галерейного проекта: в экспозиции нет ретроспективного раздела, значительно увеличилось число участников – известных художников,  активных  членов Московского Товарищества  живописцев. Безусловное  профессиональное мастерство экспонентов выставки и высокий художественный уровень представленных работ свидетельствуют о том, что традиция романтического реализма полноценно живет и развивается  в  отечественном изобразительном искусстве начала 21 века.


А.В.Цыплаков; Дождливый день на Сретенском бульваре, 2011

И.М.Орлов; Летний пейзаж со стрекозами, 2007

Н.Е.Зайцев; Мамина шкатулка, 2003

Ю.А.Грищенко; Бабье лето, 2003

Г.И.Незнайкин; Осень, 2011

В.П.Полотнов; Полдень, 2000

В.К.Стекольщиков; Борисоглебская звонница; 1988

В.Н.Телин; Зимний вечер, 2006-2008

М.К.Финогенова; Бирюзовый интерьер, 1995