Романтический реализм
Людмила ЦЫПЛАКОВА
Газета "Новости МСХ", №3. 2012
10.05.2012
Выставка "Романтики реализма", открытая в Московском Доме художника (Кузнецкий мост, 11) с 3 по 20 мая 2012 г., на которой представлены работы 17 известных московских художников: Николая Боровского , Сергея Гавриляченко , Юрия Грищенко , Николая Желтушко, Николая Зайцева , Германа Незнайкина , Игоря Орлова , Юрия Орлова, Геннадия Пасько , Николая Пластова, Валерия Полотнова , Сергея Смирнова, Вячеслава Стекольщикова , Алексея Суховецкого , Владимира Телина , Млады Финогеновой , Александра Цыплакова – редкое и отрадное явление в современной художественной жизни столицы. Она представляет высокое искусство классической тонально-колористической живописи, основанной на принципах реализма.
Формально такая живопись понятна всем и не нуждается в специальных комментариях и разъяснениях. Человек видит мир в свете и цвете; живописец, использует свет (тон) и цвет (колорит) для изображения красками на холсте фактически существующей формы объектов и окружающего их пространства. Но для чего он это делает? Если только для того, чтобы поставить перед миром зеркало, в котором отразится его внешний вид, то это занятие к искусству никакого отношения не имеет – в лучшем случае получится более или менее точная проекция.
В мировой культуре искусство, как и религия, собирает, хранит и передает из поколения в поколение знания о невидимой «части» мироздания, главным образом о мире «горнем», с которым человек связан душевно и духовно.
Цель реалистической живописи, - по определению гениального русского пейзажиста 20 века Н.П.Федосова , - состоит в том, чтобы в изображении «прийти к преодолению материальности ради духовного, ради художественного образа».
Понятие «художественный образ» лежит в основе реализма - метода познания мира, присущего только искусству. В процессе его создания живописец открывает под оболочкой природной формы изначальный образ объекта или явления как элемента божественной системы мироздания, совершенной в своей гармонии и красоте. В художественном образе зримое соединяется с умозрительным, познаваемое с непостижимым, и мы обретаем возможность воспринимать мир во всей полноте его единой и цельной реальности. И вот тогда, на наших глазах, при нашем участии происходит чудо живописи: «когда созвучия цветов на холсте производят на душу действие, сходное с действием музыкального аккорда, и когда одновременно краска перестает быть собой, а каким-то волшебством становится золотом закатного неба и серебром осеннего тумана, словом всем, что есть прекрасного на свете, приобретая внутреннее свечение» (Н.П.Федосов).
Значительная часть экспозиции выставки отдана жанру пейзажа, который объединяет художника и зрителя общим переживанием красоты и радости бытия. Представление о красоте в реалистической живописи вообще и в пейзаже в частности - не интеллектуальное, человек получает его не в результате размышлений и умозаключений, а путем зрительных впечатлений, с интересом и удовольствием наблюдая за жизнью созданной Творцом природы. В этом смысле пейзаж сакрален, как никакой другой жанр, (за исключением иконописи), поэтому требует от художника и от зрителя душевной чуткости и духовной сосредоточенности.
Очевидно, что именно эта особенность пейзажной живописи ярко проявилась в традиции романтического реализма, который воплощает в искусстве характерные черты русского национального мировосприятия: эмоциональность и отзывчивость, открытость и восприимчивость, любовь к Родине и стремление к совершенству.
Родившись в Москве, в кругу художников Московского училища живописи, ваяния и зодчества, близких А.К.Саврасову, романтический реализм формировался в творчестве мастеров «живописного крыла» «Союза русских художников», а после его ликвидации более полувека развивался преимущественно в жанре пейзажа, аполитичном по определению и потому малоинтересном для советского искусствознания. С начала своего существования он был антиподом политизированного «критического» реализма и остался таковым по отношению к его преемнику - реализму «социалистическому». Это национальное течение в отечественной живописи, имеющее более чем столетнюю историю, было чужеродным в концептуально «интернациональном» искусстве советского периода и не вписывалось в схемы партийной пропаганды. Внешне официальное отторжение выразилось в безымянности, отсутствие имени как бы лишало его права на существование, и только в новой России в начале 21 века оно, наконец, получило имя.
История искусствоведческого «открытия» романтического реализма началась зимой 2007 года, когда галерея «Арт Прима» вместе с Союзом художников России и Вологодской областной картинной галереей провела в Центральном Доме художника выставку русской пейзажной живописи «Образ Родины», в которой участвовали почти все живописцы представленные в этом издании. Ее концепция – демонстрация нерушимости реалистической традиции в русской живописи с конца 19 века до наших дней – была удачно реализована в экспозиции. Выставка, включавшая около 400 работ 83 русских живописцев, стала серьезным искусствоведческим исследованием и выявила мощное, исторически сложившееся течение в русском реализме 19 – 21 веков, названное впоследствии романтическим реализмом.
Народная любовь к русскому пейзажу, воспевающему красоту родной земли, восторженные отзывы людей разных поколений, социальных групп из многих регионов России позволили определить основное качество этого течения – глубокую, точнее говоря «кровнородственную» связь с национальным мировоззрением. Для русских красота изначально являлась несомненным свидетельством присутствия Господа в этой реальности, поэтому наши предки, выбирая образ веры, только ее искали в религиях и обрядах других стран.
Народный идеал совпал с православным представлением о Царстве Божием как красоте абсолютной, где «Господь воцарися в лепоту облечеся». Такое понимание красоты, выводит ее за пределы эстетической категории, она раскрывается как божественный принцип гармоничного мироустройства, доступный человеческому восприятию. Его невозможно сформулировать, но именно он является основным в романтическом реализме.
Стилевое и жанровое разнообразие, характерное для живописи этого направления, не разъединяет, а напротив, объединяет художников общим стремлением воплотить гармонию мироздания в красках. «Манер живописи много, - говорил А.К.Саврасов, - дело не в манере, а в умении видеть красоту».
Первая выставка масштабного проекта галереи «Арт Прима» «Романтики реализма» была показана в конце декабря 2007- начале января 2008 года в ЦДХ . В 2009 году выставки «Романтики реализма» с успехом прошли в Санкт-Петербурге и Вологде , а весной 2010 года – в Нижнем Новгороде .
Выставка 2012 года «Романтики реализма. Московские живописцы» на Кузнецком, 11 выходит за границы обычного галерейного проекта: в экспозиции нет ретроспективного раздела, значительно увеличилось число участников – известных художников, активных членов Московского Товарищества живописцев. Безусловное профессиональное мастерство экспонентов выставки и высокий художественный уровень представленных работ свидетельствуют о том, что традиция романтического реализма полноценно живет и развивается в отечественном изобразительном искусстве начала 21 века.
А.В.Цыплаков; Дождливый день на Сретенском бульваре, 2011
И.М.Орлов; Летний пейзаж со стрекозами, 2007
Н.Е.Зайцев; Мамина шкатулка, 2003
Ю.А.Грищенко; Бабье лето, 2003
Г.И.Незнайкин; Осень, 2011
В.П.Полотнов; Полдень, 2000
В.К.Стекольщиков; Борисоглебская звонница; 1988
В.Н.Телин; Зимний вечер, 2006-2008
М.К.Финогенова; Бирюзовый интерьер, 1995