«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)

Вход в личный кабинет


Статьи ( О выставках ):

"Гений русского века" (о творчестве Аркадия Пластова)
Елена РУДЕНКО
Журнал "Коммерсантъ-Weekend"
05.12.2008

Аркадий Пластов — художник знаменитый. С середины 1930-х годов и все последующие десятилетия незабвенной советской эпохи он был олицетворением соцреализма в его лирической, прочувствованной ипостаси. Каждому повороту этого большого стиля, как правило, соответствовало крупное произведение Пластова, воспроизводимое потом в подборках репродукций, миллионах открыток, на марках "Почта СССР". Всесоюзная слава началась с "Колхозного праздника" 1936-1937 годов. От грандиозной феерии, написанной в оптимистичных розовых тонах, веет каким-то римским величием. Убедительность "золотому сну" советского художника придает мощная, земная живопись, которой Пластов учился еще в 1910-е годы в студии Ильи Машкова. Во всех последующих программных работах уже не наблюдалось этого неистового живописного разгула, письмо становилось все более мягким, гладким, легким для глаз.

Из произведений "про войну" лучше всего мы знаем лактионовское "Письмо с фронта", герасимовскую "Мать партизана" и, конечно, пластовское полотно "Фашист пролетел" — не столько драматическую, сколько трагическую картину архетипической скорби по невинно убиенным.

Своим "Первым снегом" — укутанные детки на крыльце деревенского дома — Пластов почтил послевоенный сентиментализм, им же было написано в самом начале оттепели и самое знаменитое советское ню — "Весна".

За эту "русскую Венеру" на художника даже напала критика, но это было уже не опасно.

При всей программной хрестоматийности Пластова никак нельзя отнести к немудреной категории слуг советской власти. Это был глубокий, трудолюбивый и честный художник, практически всю жизнь проработавший в своей родной Прислонихе, в изрядном отдалении от придворных бурь и штормов. Он плыл по течению советского искусства с известной долей безотчетности, ощущая перемены его направлений неким внутренним компасом.

Выставка Аркадия Пластова в галерее "Арт Прима" обещает быть интересной. В экспозицию вошло более 50 картин из собрания галереи, семьи художника и частных коллекций. Наряду со знаменитыми работами мастера можно будет увидеть его малоизвестные работы, этюды, живопись "для себя". Зачастую это рассказывает о художнике больше, чем привычная музейная экспозиция.


Портрет жены в красном платке, 1939-40

Матвей Иванович Кондратьев на красном фоне, 1960е

Нина Сучкова, 1939-1940