Экспозиционные принципы выставочной деятельности проекта "Романтики реализма"
Александр ЦЫПЛАКОВ
23.12.2009
25 ноября 2009 в Союзе художников России прошел «круглый стол» на тему «Аспекты теории и практики проекта «Романтики реализма».
«Экспозиционным принципам выставочной деятельности проекта «Романтики реализма» было посвящено сообщение живописца, художественного руководителя проекта «Романтики реализма», арт-директора галереи Арт Прима Александра Цыплакова:
Коллекция галереи «Арт Прима» изначально формировалась как музейная. В 2005 году ситуация в сфере изобразительного искусства в целом напоминала те времена, когда начинал собирать свою гениальную коллекцию П.М.Третьяков – современная ему высококлассная русская живопись была непопулярна, практически неизвестна в обществе, точно так же, как сегодня русская реалистическая живопись конца ХХ – начала ХХ1 века знакома только узкому кругу специалистов и ценителей искусства. Поэтому, мы последовали примеру великого русского коллекционера, собирая лучшие работы лучших современных живописцев по принципу их «творческого родства» с великими предшественниками и друг с другом. Коллекция такого качества и масштаба не может храниться на складе, это – культурный феномен, который в будущем может стать основой музея русского реализма ХХ – ХХ1 веков. Истинное искусство требует внимания и уважения к себе, и, конечно, это касается выставок «Романтики реализма». Мы с уважением относимся к картинам – каждая оформлена в специально для нее подобранную раму. Мы с уважением относимся к художникам – экспозиции состоят из крупных персоналий - от 10 до 15 работ в каждой, что позволяет представить творчество живописца во всем тематическом и жанровом разнообразии. Мы с уважением относимся к зрителям – все работы свободно развешаны, правильно освещены, снабжены внятными этикетками, на выставке можно приобрести художественные альбомы и видеофильм о романтиках реализма, открытию выставки предшествует информационная компания в интернете, периодической печати, печатаются афиши, банеры, пригласительные билеты.
Но главное, это экспозиции выставок. Основным принципом их создания является драматургия взаимодействия персоналий. Выставка – это художественный процесс, в котором художники участвуют своими работами как артисты, автор экспозиции - как режиссер и посетители выставок - как зрители. Для того чтобы выставка произвела целостное впечатление и запомнилась надолго необходимо чтобы «игра артистов» была максимально выразительной. Это достигается созданием оппозиций персоналий по принципу единства противоположностей. Замечательно, что экспозиции «Романтиков реализма» никогда не повторяются «дословно» - выставка в Москве отличается от выставки в Санкт-Петербурге и обе они отличаются от вологодской, хотя всюду демонстрировалась одна коллекция. Такое экспозиционное разнообразие органически присуще нашей выставке потому что, во-первых, все выставочные залы индивидуальны и каждый имеет свои особенности диктующие расположение персоналий; во – вторых, коллекция «открыта» для включения в нее новых экспонентов родственных ей по духу. Так, например, в 2009 году в экспозиции «Романтиков реализма» в Санкт-Петербурге и Вологде была включена персоналия А.А.Жабского, которая обогатила выставку прекрасными работами этого признанного мастера натюрморта. Еще одним очень важным этапом создания экспозиции является ее макетирование. Коллекция выставки «Романтики реализма» включает в себя от 140 до 250 работ, в зависимости от площади выставочного зала, скомпоновать их «по месту» за день даже физически невозможно, не говоря о художественном решении экспозиционного пространства. Своеобразным комментарием к выставке является документальный фильм о наших живописцах, который постоянно демонстрируется в выставочном зале. Как правило, зрители после просмотра фильма возвращаются к картинам наиболее понравившегося художника, глубже воспринимая его творчество.
Мы рады, что наши усилия высоко оценивают посетители выставок. В книге отзывов нас благодарят за «праздник», отмечают особое настроение радушия и доброжелательности – «как в гостях у близких родственников», пишут восторженные отзывы о творчестве романтиков реализма, говорят о жизненной необходимости истинного искусства для каждого человека.
А.А.Жабский; Розовый вечер, 1988
А.В.Цыплаков; Чистые пруды, 2005
М.Г.Абакумов; Облака, 1998
Н.П.Федосов; Деревня, 1970-е
В.Н.Страхов; Тотьма.Снег тает, 1998
А.Н.Суховецкий; Старый дом, 2001
В.Н.Телин; Лето, 1997