«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)



Статьи (О выставках):

"Здесь у всех одна Родина" (о выставке "Образ Родины")
Мария САМОЙЛОВА
Канал "Россия", "Вести-Москва"
02.02.2007

Здесь у всех одна Родина, улыбаются художники, но образы разные. Начиная с середины XIX века, от Саврасова - родоначальника реалистического пейзажа, Куинджи, Жуковского, Петровичева и заканчивая работами современников. Двухсотлетние поля и леса первых реалистов организаторы выставили строго под толстыми стёклами, картины XXI столетия в этом пока не нуждаются. Они тоже о Родине....Родине современной, застроенной Москве в весенних солнечных лучах с пробками, рекламными перетяжками и толпами людей.

"И остался здесь маленький домик. И этот маленький домик - это мотив композиции. Вот его вроде зажали, но, тем не менее, он по-своему прекрасен. Хоть он и маленький, но он имеет право на жизнь. Здесь же - перетяжки, пробки, теснота, скопление людей", - рассказывает художник Александр Цыплаков.

Век старый и новый - в одном экспозиционном пространстве. Приглашенные на торжественное открытие остались довольны временными параллелями в искусстве. Пока гости наслаждались пейзажами, Лидия Смирнова, переживая, искала заявленные в экспозиции картины сына. Нашла, потом расстроилась. На время торжеств закуток с работами заслужённого художника России переоборудовали в буфет.

"Я пришла и увидела вот это: его нет, только картины здесь висят. Я спросила у девочек, почему они здесь? Потому что здесь буфет, а работы просто так висят, вот и всё", - говорит Лидия Смирнова.

Время военное выставка реалистической живописи тоже не упустила. Аркадий Пластов работал и до Великой Отечественной и после, но его экспозицию представляли работы именно этого периода. О страшном времени в них, правда, не сказано. В деревне под Ульяновском, словно его и не было, может быть, просто художник тогда хотел видеть совсем другую Родину?
"У мельницы" - его работа. Дивный, поэтический, русский, великолепный образ Родины. Образ такой большой чистоты, человеческой чистоты и любви к своей земле", - рассказывает народный художник России Владимир Щёрбаков.

Экспозицию более чем из трёхсот работ собирали общими усилиями. Что-то впервые привезли из Вологодской областной галереи картин, что-то пожертвовали коллекционеры, но всё же основную массу взяли из собрания Союза художников. В основном это работы современников, пишущих порой и нынешнюю Москву, и нынешний Кремль, но чаще, словно тоскуя, ту старую столицу и её окрестности, ещё с деревянными домам и хозяйками, запросто стирающими белье в соседней речке. 


П.И.Петровичев; Русская деревня, 1900-1920е

А.А.Пластов; Гроза над Прислонихой, к1930х-н40х

А.А.Пластов; Стожок, 1950е

В.В.Щербаков; Сестры. Август, 1987