"Гений русского века" (о творчестве Аркадия Пластова)
Лидия КУДИНОВА
Газета "Ежедневные Новости Подмосковье"
27.12.2008
Роскошный подарок к Новому году и Рождеству преподнесла любителям живописи галерея Арт Прима. Здесь открылась выставка народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР
Аркадия Пластова
, посвящённая 115-летию со дня его рождения. В экспозицию под названием
«Гений русского века»
вошли 60 картин из фонда галереи и частных коллекций, а в основном – из собрания семьи художника, которое временно хранится пока в Подмосковье.
Гениальность живописи Пластова – факт общепризнанный. Уже первые картины, появившиеся на выставках в середине 1930-х годов, сразу поставили его имя в ряд лучших живописцев страны. Этому невероятному взлёту ничто не могло помешать – ни пожар в Прислонихе, уничтоживший почти всё написанное до 1931 года, ни отсутствие работы, дома и мастерской.
Всю жизнь художник писал свою родную Прислониху – село в Ульяновской области, но это не умаляло масштабов его творчества и не давало ни малейших намёков на провинциальность. «Я сегодня, когда встал после работы над последним этюдом и оглянулся кругом на драгоценнейший бархат и парчу земли, на пылающее звонким золотом небо, на силуэт фиолетовых изб, на всю эту плащаницу вселенной, шитую как бы перстами ангелов и серафимов, так опять в который раз всё с большей убеждённостью подумал, что наши иконописцы только в этом пиршестве природы черпали всю нетленную и поистине небесную музыку своих зданий, и нам ничего не сделать, если не следовать этими единственными тропами к прекрасному». Так писал Аркадий Пластов. Будучи не то чтобы рядом с народом, а его неотрывной частью, он смог в красках воплотить национальное мировосприятие – восторг божественной красотой природы и человека, радость жизни и любовь к своей Родине. Он никогда не был холодно-равнодушным наблюдателем. И от этого его творческое наследие, в котором сохранён дух времени, обретает значение абсолютной правды.
Среди выставленных полотен есть признанные шедевры реалистической живописи, как, например, «Фашист пролетел» – авторский вариант картины, созданной в 1942 году и хранящейся в Государственном Русском музее. Эта картина потрясает удивительным, почти парадоксальным взглядом художника на сущность войны – смерть мальчика посреди тихой красоты мирной природы. В 1943 году полотно Пластова висело в залах советского посольства в Тегеране, когда там проходила конференция глав трёх великих держав Сталина, Рузвельта и Черчилля, на которой решался вопрос об открытии Второго фронта.
- Важно, чтобы и следующие за нами поколения понимали, что такое Пластов, – сказал председатель Союза художников России народный художник СССР Валентин Сидоров. – Это гений. Работал он невероятно страстно. Это было неистовое служение. Так, как любил Россию он, редко кто любит. Однажды я уже почти уговорил Аркадия Александровича провести персональную выставку его работ, а он отказался: «Некогда, мне надо вёсну писать», и создал шедевр «Весна», которым мы теперь восхищаемся. Несправедливо, что до сих пор у нас нет музея Аркадия Пластова…
Аркадий Пластов сознательно не имел при жизни ни одной персональной выставки. Художественная общественность не отметила его юбилей в этом году сколько-нибудь заметными торжествами, эту несправедливость постаралась исправить галерея Арт Прима. Выставка продлится до 31 января 2009 года. Ну а внук художника Николай Пластов, сохраняющий наследие своего гениального деда, не теряет надежды, что музей Аркадия Пластова всё-таки появится в обозримом будущем.
Розы. Этюд, 1930
Гроза над Прислонихой, к1930х-н40х
Стожок, 1950е
Спокойное море, 1948
Автопортрет с круглой палитрой, 1939-41