«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)

Вход в личный кабинет


Статьи ( О выставках ):

"Ой ты, гой еси..." (о выставке "Романтики реализма" в Санкт-Петербурге)
Татьяна КИРИЛЛИНА
Газета "Вечерний Петербург"
29.06.2009

В Выставочном центре Санкт-Петербургского союза художников до 5 июля — выставка «Романтики реализма в Санкт-Петербурге».

Все залы центра отданы на откуп московским художникам, все участники - сплошь народные и заслуженные. На церемонии открытия зачитали приветствия министра культуры Александра Авдеева и полномочного представителя президента в Северо-Западном федеральном округе Ильи Клебанова. А председатель правления Санкт-Петербургского отделения Союза художников ректор Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина Альберт Чаркин признался в любви к московской школе живописи, объявив ее «русской» и «настоящей». «Никакие «измы» не заменят радости жизни! Возлюбите то чудо, которое подарил вам Господь Бог! Да здравствует Россия!» - на такой патетической ноте завершил свое выступление Альберт Серафимович.

Походивши по залам, начинаешь ощущать, что съезжает крыша. Нет, я ценю русское реалистическое искусство - холмы, перелески, здесь краски не ярки и звуки не резки, - но когда этого ТАК много, возникает ощущение, будто в изобразительном искусстве после передвижников не случалось ничего. В манифесте романтиков реализма декларируется нервущаяся нить, связующая их с самим Саврасовым: как будто можно приклеить грачей к веткам, чтоб не улетали. Но грачи ежегодно улетают... и возвращаются не те же самые, а несколько другие грачи.

Так и живопись, преднамеренно отсылающая нас в прошлое, просто не может оставаться той же, что и тогда. Каждая картина на выставке что-то напоминает: не надо быть искусствоведом, чтобы обнаружить реплики из Васнецова, Кустодиева, Честнякова, Пластова... и даже из зарубежной живописи. Вот «Стременная» Сергея Гавриляченко (стременной называют рюмку, которую подносят казаку перед тем, как он сядет на коня и отправится в поход): казачка, идущая в профиль к зрителю со стаканом на тарелке, настолько похожа на общеизвестную «Шоколадницу» Лиотара, что посетители обязательно останавливаются - кто смеется, кто просто замирает, пораженный. Похожих героинь видим и на других картинах художника, посвященных казачьей жизни: ясно, наша шоколадница коня на скаку остановит и в горящую избу войдет. Ироническая цитация, ассоциативность - это уже не реализм, господа, а постмодернизм...