«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)



Статьи (О выставках):

"Романтики реализма", Журнал "Artcouncil. Художественный совет", №1
10.06.2008

21 декабря в Центральном доме художника на Крымском Валу был представлен выставочный проект «Романтики реализма». В едином выставочном пространстве объединены персональные выставки 14-ти известных российских художников, ярких представителей «московской школы живописи».

Выставка «Романтики реализма» состоялась благодаря инициативе галереи АРТ ПРИМА. По словам организаторов, концепция проекта является логическим продолжением выставки «Образ Родины» (Москва, ЦДХ, февраль 2007), которая показала преемственность художественной традиции и высокий уровень мастерства современных живописцев. Как отметила директор галереи Анастасия Цыплакова, выставка «Романтики реализма» ставит перед собой задачу возвращения в культурную жизнь современной России глубокого и чистого течения «романтического реализма». Лишенный, к счастью, внимания советских идеологов, «романтический реализм» был единственным направлением в изобразительном искусстве России XX века, в котором сохранилась живопись как таковая, как высокое искусство, незамутненное политикой и коммерцией. 

Это направление зародилось в кругу художников близких А.Саврасову, полноты развития достигло в творчестве «живописного крыла» «Союза русских художников», а в ХХ-ом веке наиболее полно раскрылось в «московской школе живописи». Романтический реализм счастливо соединил художественные возможности богатейшего живописного языка, - вобравшего в себя не только все достижения реалистической школы, но и открытия импрессионизма, - с осознанным, ответственным и единственно верным отношением художника к живописи, как  таинству служения  красоте, по природе своей исключающем любую «практическую» цель, кроме цели воплощения в красках божественной красоты мира. Живопись в романтическом реализме обрела истинную свободу от оков «идей» и «стиля». 

Народный художник России, вице-президент Российской академии художеств, ректор МГАХИ им. В.И.Сурикова Анатолий Андреевич Бичуков в своем выступлении на открытии выставки подчеркнул непреходящее значение «московской школы живописи». Глубокое уважение к традиции, бережное и вдумчивое отношение к богатейшему наследию является фундаментом творчества художников, представленных на выставке «Романтики реализма», и верным признаком элитарности их живописи.

Выступивший на открытии Народный художник СССР, действительный член Российской академии художеств Виктор Иванович Иванов высоко оценил целостность и художественность экспозиции выставки, ее музейное качество. Расположенные рядом собрания картин «романтиков реализма» не спорят друг с другом, а взаимно выявляют достоинства живописи. Перед зрителем предстают изысканные по цветовому и тональному строю пейзажи Н.Федосова и В.Забелина; трепетная любовь к природе средней России наполняет полотна В.Щербакова, В.Страхова и М.Абакумова; особая тонкость в передаче душевных состояний человека характерна для В.ТелинаН.Зайцева и В.Полотнова; созвучие неба и земли находит неожиданные образные решения в творчестве И.Орлова. Архитектура, как пространственно-временной феномен, объединяющий прошлое и настоящее, - тема циклов работ А.Суховецкого и Ю.Грищенко; размышления об исторической судьбе России в небольших по размеру, но высоких по эмоциональному накалу в произведениях С.Гавриляченко; энергия и вечная красота Москвы в городских пейзажах Г.Пасько и А.Цыплакова – вызывают редкое в наше время чувство эстетического наслаждения.

Творчество современных мастеров «романтического реализма» являет нам богатство пластического языка, разнообразие тем и сюжетов, индивидуальность творческих манер. Их живопись ярко эмоциональна, в ней присутствуют музыкальность и поэтическое настроение, высокое чувство любви к Родине, именно поэтому, она сразу нашла отклик в сердце зрителя и вызвала у него ответное живое чувство. Книга отзывов выставки полна восторженных откликов, и это не удивительно, так как современной публике недостает качественного искусства, наполненного глубоким духовно-нравственным содержанием.


А.В.Цыплаков; Гроза прошла, 2008

М.Г.Абакумов; Онега хмурится, 2002

Н.П.Федосов; Лесная опушка, 1986

С.А.Гавриляченко; Огород, 2007

И.М.Орлов; Пейзаж с подсолнухами, 2002

В.П.Полотнов; На реке Вычегда, 2001