«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)



Статьи (О выставках):

"Романтики реализма"
Александр ЦЫПЛАКОВ, Людмила ЦЫПЛАКОВА, Анастасия ЦЫПЛАКОВА
Альбом "Романтики реализма" 2007г.
08.09.2007

Вступительная статья из альбома "Романтики реализма" 2007г.

В июне 2006 года народный художник России Щербаков В.В. пригласил нас на открытие выставки русской пейзажной живописи «Образ Родины» в Вологду. К этому времени в коллекции галереи «Арт Прима» уже были работы признанных мастеров русской реалистической живописи начала и середины ХХ века и перед нами стояла задача выбора дальнейшего пути развития – оставаться в узких рамках антиквариата или искать продолжение традиции в творчестве современных художников. С этой точки зрения концепция выставки «Образ Родины» - экспонирование в одном выставочном пространстве работ классиков русского реализма А.К.Саврасова, В.М.Васнецова, А.И.Куинджи, С.Ю.Жуковского, К.Ф.Юона, П.И.Петровичева, Л.В.Туржанского, Н.П.Крымова, В.К.Бялыницкого-Бирули, С.В.Герасимова, А.А.Пластова, Н.М.Ромадина, В.Г.Цыплакова, В.Ф.Стожарова и наших современников – была чрезвычайно интересна.

Выставка в Вологде произвела сильное впечатление: стало очевидно что, вопреки расхожему предубеждению, в России есть современные художники, живопись которых не просто выдерживает сравнение с великими образцами, но и стоит вровень с ними.

Планируя проведение выставки «Образ Родины» в Москве, галерея «Арт Прима» решила пригласить участвовать в ней только тех современных живописцев, работы которых органично существовали рядом с классиками русского реализма. К нашему удивлению и радости почти все они, за редким исключением, оказались известными московскими художниками и все без исключения – последователями «московской школы» живописи и активными участниками московской художественной жизни. В результате такого отбора количество картин в коллекции выставки сократилось, но при этом улучшилось её качество, и появилась возможность сделать экспозицию в Москве, руководствуясь единственно верным музейным принципом экспонирования живописи: во-первых, для того, чтобы «увидеть», понять и оценить художника необходимо представить несколько его картин, т.е. создать персональную миниэкспозицию; во-вторых, расположенные рядом экспозиции картин разных художников не должны спорить друг с другом, они должны не просто «жить в мире», но дополнять друг друга, взаимно выявляя достоинства.

Результат превзошел все ожидания: 364 работы 98 художников, созданные в разное время на протяжении 150 последних лет органично объединились в удивительный живописный оркестр – цельную и гармоничную экспозицию, которая выявила некий общий настрой творческих устремлений живописцев разных поколений безусловно связанный с реалистической традицией.

Выставка продолжалась 10 дней, за это время её посетило более 25 тысяч человек и мы, как организаторы, отвечали на вопросы; выслушивали мнения, слова благодарности; с нами делились впечатлениями зрители, художники, искусствоведы, коллекционеры, при этом в залах постоянно ощущалась атмосфера праздника. Что же в русской пейзажной живописи, давно и всем хорошо известной, вызвало настолько сильное эмоциональное восприятие, что в книге отзывов среди десятков восторженных откликов появилась запись: «После просмотра выставки я решил вернуться на Родину. Эмигрант …»?
Думая на эту тему и беседуя с художниками-участниками выставки Е.И.Зверьковым, В.В.Щербаковым, В.Н.Телиным, А.Н.СуховецкимВ.П.Полотновым, В.Н.Страховым, мы поняли, что почти все представленные на выставке живописцы – романтики реализма.

Живопись этих художников имеет романтический строй: она ярко эмоциональна, в ней всегда присутствует поэтическое настроение, музыкальность, высокое чувство любви к Родине, именно поэтому она сразу находит отклик в сердце зрителя и вызывает у него ответное живое чувство. Реалистическая по форме и романтическая по сути она воспевает божественную красоту мира и начисто лишена «практических примесей» - социального звучания, критики или проповеди чего-либо и потому совершенно не нуждается в разъяснении «глубин содержания» и описании «новаторских приёмов». Вероятно этим объясняется то удивительное обстоятельство что, особенно ясно видная именно в пейзажной живописи, чистая линия романтического реализма не нашла места в схемах советского искусствоведения.

Лишенный, к счастью, интереса и внимания партийных идеологов, романтический реализм на протяжении почти столетия был единственным течением в изобразительном искусстве России, в котором сохранилась живопись как таковая, живопись как высокое искусство, незамутненное идеологией, политикой, коммерцией, тщеславием. Из поколения в поколение в кругу живописцев «московской школы» от учителя к ученикам передавались не только профессиональные навыки, но, главное - великое открытие замечательного русского пейзажиста А.К.Саврасова: существует неразрывная связь между высоким душевным настроем живописца и качеством живописи. К.А.Коровин сохранил в своих воспоминаниях удивительно точные и проникновенные слова наставления своего учителя: «…Саврасов живой стоит передо мной. Он огромного роста, у него большие руки, а лицо его, как у бога, и все, что он говорит, как от бога… «Только любя природу, учась у нее, можно найти себя, своё. Манер живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту… Если нет любви к природе, то не надо быть художником…Нужна романтика. Мотив. Романтика бессмертна.Настроение нужно. Художник – тот же поэт… Свободно подумайте, почувствуйте и пишите… Возвышайтесь чувством. Искусство и ландшафты не нужны, где нет чувства… Нет души, значит ничего не будет и в живописи – только холод и машина, одна ненужная теория.»

Время показало, насколько был прав великий живописец: романтика действительно бессмертна и оказалась мощным противоядием губительным соблазнам культуры последнего столетия - гордыне, самовлюбленности, алчности, агрессии. В начале ХХ века канул в Лету критический реализм, а в конце – социалистический реализм. Оба направления русского реализма погибли под обломками изживших себя социальных идей, вместе с которыми рухнули искусствоведческие надстройки «критический» и «социалистический». В начале ХХI века только романтический реализм успешно противостоит разрушительному натиску так называемого «современного искусства» и активно пополняет ряды своих приверженцев.

Убедительное свидетельство этому история существующего в Москве с 70-х годов прошлого века замечательного сообщества живописцев, в творчестве которых живопись как таковая является главной ценностью. Основателями этой группы стали московские живописцы Н.П.Федосов, В.Н.Забелин, В.В.Щербаков и В.Н.Телин. В течение десятилетий к ним присоединялись и покидали их многие художники; В.Н.Забелин и Н.П.Федосов ушли из жизни, но никакие жизненные обстоятельства не смогли изменить принципы объединения: бескомпромиссную верность живописи, естественность существования в богатейшей русской живописной традиции, высокий профессионализм, ответственность отношения к своему бесценному дару.

В настоящее время в это сообщество входят известные российские художники В.В.Щербаков, В.Н.Телин, М.Г.Абакумов, С.А.Гавриляченко, Ю.А.Грищенко, Н.Е.ЗайцевИ.М.Орлов, Г.И.Пасько, В.П.Полотнов, В.Н.Страхов, А.Н.Суховецкий, А.В.Цыплаков и другие. При полном отсутствии какой - либо формальности в отношениях между ними, их объединяет сознательная и активная творческая позиция. Они продолжают и развивают то направление русской живописной реалистической традиции, которое определяется как романтический реализм.

Это направление зародилось в Москве в кругу живописцев близких А.К.Саврасову и связанных с Московским училищем живописи ваяния и зодчества, а полноты развития достигло в творчестве «живописного крыла» «Союза русских художников» в начале ХХ века. Романтический реализм счастливо соединил художественные возможности богатейшего живописного языка, - вобравшего в себя не только все достижения реалистической школы, но и открытия импрессионизма, - с осознанным, ответственным и единственно верным отношением художника к живописи, как таинству служения красоте, по природе своей исключающем любую «практическую» цель, кроме цели воплощения в красках божественной красоты мира. Живопись в романтическом реализме обрела истинную свободу от оков «идей» и «стиля»; именно с этим освобождением творческой энергии связан небывалый расцвет русского изобразительного искусства начала ХХ века.

Романтический реализм включает в себя творчество величайших русских живописцев А.Г. Венецианова, Г.В. Сороки, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, Ф.А. Васильева, А.И. Куинджи, В.И. Сурикова, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, В.А. Серова, М.А. Врубеля, К.А. Коровина, А.П. Рябушкина, М.В. Нестерова, Б.М. Кустодиева, А.Е. Архипова, К.Ф. Юона, И.Э. Грабаря, С.Ю. Жуковского, П.И. Петровичева, Л.В. Туржанского и далее – В.К. Бялыницкого-Бирули, Н.П. Крымова, А.А. Пластова, С.В. Герасимова, В.Г.Цыплакова, Н.М. Ромадина, А.М. Грицая, В.Ф. Стожарова; ныне живущих мастеров старшего поколения – Ю.П. Кугача, С.П. и А.П.Ткачевых, Е.И.Зверькова, В.М.Сидорова и многих других.

Уже само наличие такой впечатляющей «родословной» устанавливает не только высокий эталон качества живописи, но и не менее высокий уровень ответственности живописцев перед великими «предками».

Глубокое уважение к традиции, бережное и вдумчивое отношение к богатейшему наследию является фундаментом творчества художников, представленных на выставке «Романтики реализма», и верным признаком элитарности их живописи. Все они «возрастали» годами, впитывая и глубоко переживая опыт предшественников, каждый прошел свой путь личностного и профессионального становления и в результате естественным образом обрел ему одному присущее, легко узнаваемое «лицо». В наше агрессивно-прагматичное время, когда в искусстве многие поклоняются фетишу «новизны», наши художники последовательно традиционны, но именно поэтому их живопись отличается высоким качеством.

В чем же секрет их мастерства? Ответ прост: в том, что живопись романтического реализма – истинное искусство. Немногим более ста лет назад сакральное предназначение искусства было настолько ясно всем, что его определение заняло всего три строчки в «Толковом словаре» В. Даля: « Изящные искусства стремятся к созданию первообраза красоты, союза добра и истины, которых отражение мы видим в вещественной природе».

Живопись в ряду «изящных искусств» занимает совершенно особое место. Произведения живописи вполне материальны, и могут быть использованы в утилитарных целях владения, дарения, купли-продажи. Однако, сама живопись, как искусство, по природе своей иноматериальна, и потому самоценна и неподвластна законам нашего мира: она никогда «не смешивается» ни с какими «течениями» и совершенно неважно «старая» она или «современная», «русская» или «французская» - она либо есть, либо ее нет, потому, что она – живая, присутствие жизни единственное абсолютное качество: быть живым более или менее невозможно. Как все живое в этом мире живопись легко уязвима и может существовать только в очень узких и жестких рамках среды. Среда живописи – красота мира и чистота помыслов художника: только преумножение красоты может быть целью живописи, стоит художнику соблазниться иными целями - живопись исчезает, остается лишь краска на холсте.

Живопись романтического реализма возвращает нам потерянное в дебрях атеистического искусствознания истинное понятие об искусстве, как служениикрасоте. Красота – это зримое, доступное нашим органам чувств, присутствие в мире его Творца, это – источник жизни, питающий бессмертную душу. Современный человек испытывает жажду красоты, часто не отдавая себе в этом отчета. ХХ век отменил чудеса, мир стал прост и утилитарен как супермаркет, а человек все реже вспоминает о вечном и, сохраняя практическую изощренность ума, стремительно теряет качества, отделяющие его от животного мира – способность отличать прекрасное от уродливого, правду от лжи, сиюминутное от вечного, добро от зла. Тем не менее, каждый из нас, хотя бы один раз в жизни, испытал совершенно бескорыстное чистое чувство восхищения красотой, присутствующей в мире повсюду – может быть, нам открылась божественная красота природы, или посчастливилось увидеть настоящее произведение искусства.

Нескончаемые многонациональные очереди в Третьяковскую галерею, Эрмитаж, Лувр, Прадо, галерею Уффици и многие другие музеи, где собраны шедевры мирового искусства всех времен и народов, свидетельствуют о неистребимости нашего стремления к красоте.
«Красота спасет мир» - это пророчество Ф.М.Достоевского возможно о нашем времени.

Права на материал принадлежат Галерее АРТ ПРИМА. Перепечатка возможна только с обязательной ссылкой на источник.


Н.П.Федосов; Береза у реки, 1970-е

С.А.Гавриляченко; Постриги, 1994

М.Г.Абакумов; Золотой вечер, 1998

Ю.А.Грищенко; Лето. Кусково, 2000

А.А.Жабский;

В.Н.Забелин;

Н.Е.Зайцев;

И.М.Орлов;

Г.И.Пасько;

В.П.Полотнов;

В.Н.Страхов;

А.Н.Суховецкий;

В.Н.Телин;

А.В.Цыплаков;