«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)



Статьи (О выставках):

"Обитаемый остров" (о выставке "Романтики реализма" в ЦДХ)
Мария КАСАТКИНА
Газета "Губернiя", №3
19.01.2008

В Центральном Доме художника прошла выставка «Романтики реализма»

В начале прошлого года похожая выставка называлась «Образ Родины» и на ней были представлены картины художников второй половины XIX начала XX веков, составляющих гордость русской живописной школы. Вот теперь – их продолжатели, выпускники Суриковского института – одного из лучших учебных заведений мира (второй – Репинский - в Питере). И что необычайно радостно! Когда в наши дни искусство все глубже погружается в откровенный маразм, вдруг находятся меценаты, в лице неких банковских структур, которые спонсируют организацию большой достойной выставки современных национальных художников под загадочным названием «Романтики реализма».

Кто они? И что рисуют? Ответ: 

Год рождения – 1933, 1947, 1956… Условно, конечно. Но по среднему возрасту понятно, что мастера. Что накоплен и профессионализм, и опыт человеческий, жизненный, и мудрость пришла, в общем, есть, что сказать людям. 

А рисуют они пейзажи. И сами же насмотреться на них никак не могут. И названия дают своим полотнам совершенно дивные: «Обитаемый остров» (Игорь Орлов), «Белый свет», «Замирает душа в мае» (Михаил Абакумов)…

Давно не было в стенах ЦДХ чего-то подобного по красоте и значимости. И хотя выставка получилась не совсем ровная, в целом, она по-настоящему волнует. И как же захотелось думать, что отчалившая было Русь от исконных своих берегов, изменила курс и возвращается! Возвращается в образах смутно ощущаемых многими, да не всеми современниками, живущими в бешеном ритме, до конца осмысляемыми, а потому и некоторые из нас склонны были в перестроечные годы лихолетья пасть духом. Выставка «Романтики реализма» дух поднимает и показывает, что никуда не делась родная сторона, тут она - наша, обитаемая, только и осталось-то потянуться к ней всей душой, омыть слезами блудных детей и упасть на колени перед красотой и величием этой сказочной страны.

Впадать в восторг не зазорно. Посмотреть, как любовно выписывают мастера деревянные дома старой архитектуры – иди, поищи их теперь так злостно и беспощадно уничтожаемые нуворишами. Глаз художника выхватывает главное – красоту уходящей натуры и кисть его спешит запечатлеть ее. Некоторые городские пейзажи будто намеренно идеализированы, а то и стилизованы под еще большую старину. Спросила у художника Валерия Полотнова, заметив его в окружении студентов: как сделать так, чтобы следующему поколению мастеров было дорого то же, что и им… А он перебил, восклицая: «Нет! Не уходящая Русь. Настоящая! Это мегаполис все путает…». В какую сторону от Москвы он ездит, спрашивать не стала. Просто обрадовалась. Ведь пишет сам, учит молодежь, полон жизненных сил – да разве мало? А то, что Игорь Орлов забрался в «Поднебесье», так и что же? Это же наш бренд! Мы – русские люди склонны витать в облаках, но не по глупости и лени, а может быть нам надежнее там охранять образ родины - наверху воздух чище. А тут на Земле художник только фиксирует внимание зрителя на ощущении его в свой час раздумий. И вот уж от иных картин вдруг повеет «Солярисом» - воплощенной в фантастических образах любовью к тому, что рядом с нами, просто переместилось в невидимый мир: «Вечерний интерьер с красным абажуром», «Поднебесье», «Пейзаж с букетом», «Обитаемый остров»… И чем «моложе» картина, т. е. написана уже в XXI веке, тем она философичнее, тем больше в ней сугубо личного переживания. 

К выставке вышел прекрасный альбом «Романтики реализма», автор его Сергей Гавриляченко. Кроме репродукций картин в нем собраны краткие словесные портреты современников, любимых им живописцев XX века. В газете в одной заметке обо всех не скажешь, по хотя бы запомните имена и ищите их по следующим выставкам, кроме тех, что уже упомянуты выше: Владимир Щербаков, Юрий Грищенко, Николай Зайцев, Геннадий Пасько, Валерий Страхов, Алексей Суховецкий, Владимир Телин, Александр Цыплаков и ныне уже покойные, к сожалению, Никита Федосов и Вячеслав Забелин

Глубокого смысла их работы и как отрадно, что галерея «АРТПРИМА» тяготеет к русскому искусству, что у ее организаторов есть вкус, что есть люди, которые понимают: только любя природу, можно найти себя. Только выступая единым коллективом, как эти четырнадцать (они начали выставляться с 1972 года), дружа, и интересуясь работами друг друга, можно выстоять в безумные годы, сохранить традиции великого национального искусства и сделать уверенный шаг в развитии русской реалистической школы живописи в новом веке. 

- Хотелось показать во всей чистоте русское искусство от Саврасова и Венецианова до наших дней, - сказал на открытии выставки художник Александр Цыплаков («отец этой выставки»). – Показать, что и в наше время можно бережно сохранять традиции, искренне служить живописи, питать любовь к России и к каждому из нас, потому что русский человек – главный персонаж в творчестве художника, независимо от всяких административных веяний. 

О том же, насколько серьезно художники отнеслись к организации этой выставки, говорит тот факт, что готовились они к ней два года. 

* авторами альбама "Романтики реализма" также являются А.А.Цыплакова, А.В.Цыплаков, В.Е.Калашников, Л.В.Цыплакова и Г.П.Чинякова


М.Г.Абакумов; Замирает душа в мае, 2006

И.М.Орлов; Обитаемый остров, 1983

С.А.Гавриляченко; Казачьи проводы, 1997

В.В.Щербаков; Вечер на Волге. Рыбачки, 2002

Ю.А.Грищенко; Итальянский домик. Кусково, 1995

А.В.Цыплаков; Зимний вечер на Чистых прудах. (театр Современник), 2009

Н.Е.Зайцев; В тени березы, 1985