«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)



Статьи (О выставках):

Выставка "Образ Родины", Канал «Культура»
01.02.2007

«Традиционный русский пейзаж не умер, он развивается и противостоит суматохе времени», – убеждены организаторы выставки «Образ Родины». Она открылась сегодня в Центральном доме художника. Здесь собраны произведения, созданные за последние сто пятьдесят лет. Изменился ли образ Родины со времен Саврасова, Васнецова, Куинджи, рассказывают «Новости культуры».

Родина – это не картинка в букваре. Восприятие родины возникает с самого рождения и зависит от простейших вещей: формы листьев на деревьях, цвета неба или неожиданной перспективы, открывшейся во время прогулки. Такие простые вещи незаметно складываются в ландшафт восприятия страны, в которой живешь. «Для меня образ родины и пейзаж неотделимы. Состояние природы, закат, восход, капля росы на травинке, туман, – вот и образ родины, и на картине, и в душе», – считает художник Михаил Абакумов

Проследить традицию русского пейзажа от начала до наших дней – одна из задач экспозиции. Истоки современные художники ищут у мастеров – Саврасова и Куинджи, Васнецова и Жуковского. Многие картины в Москву привезли из Вологды. «Своеобразие этой выставки заключается в том, чтобы показать русский пейзаж, как единое пространство постижения русского характера, души, пространство какой-то тихой благодати, которое имеет редкую созидательную роль», – говорит директор Вологодской областной картинной галереи Владимир Воропанов. 

Внимательный наблюдатель поймет, что за последние сто пятьдесят лет образ родины не изменился: церкви, распутица на дорогах, деревянные покосившиеся домишки. То, что дорого художникам, осталось неизменным, как и сама школа русского пейзажа. Поэтому иногда бывает трудно отличить современника от классика. Здесь можно найти не только безлюдные просторы, но и жанровые зарисовки, такие, как у художника Аркадия Пластова, писавшего в середине ХХ-го века.

«Он родился и жил в деревне Прислониха Ульяновской области. Это такая "тьмутаракань", но настолько удивительно, с любовью писал своих односельчан, что они у него превращались в замечательных героев русского эпоса», – рассказывает куратор проекта, художник Александр Цыплаков. Художники говорят, что самое главное в пейзаже – найти в малом большое. Это и будет родина. 


А.А.Пластов, Гроза над Прислонихой, к1930х-н40х

А.А.Пластов, Вечер в Зеленовке, 1946-1947

М.Г.Абакумов; Ильин день. Д.Михалево, 2006

А.В.Цыплаков; Залив у Красоты, 2011