«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)



Статьи (О выставках):

"Великая традиция русского искусства"
Ирина БАЛАШОВА
Газета "Красный Север". №79
16.07.2009

В Центральном выставочном зале Вологодской областной картинной галереи открылась масштабная экспозиция современной российской живописи Москвы, Московской области и Вологды «Романтики реализма», составленная из двухсот пейзажей и жанровых полотен пятнадцати виднейших отечественных мастеров реализма.

Основные персональные разделы, посвящённые их творчеству, будут отражены в газете в серии специальных монографических статей. Концепция проекта «Романтики реализма» генетически связана с выставкой русской пейзажной живописи «Образ Родины», которая была проведена ведущей московской галереей «Арт Прима» при участии Союза художников России и Вологодской областной картинной галереи в Москве, в феврале 2007 года. В июне 2009 года выставка «Романтики реализма» экспонировалась в Санкт-Петербурге.

Соединение в одном понятии, заключающем в себе целое движение большой группы современных российских художников, двух стилевых категорий, романтизма и реализма, ведёт своё происхождение от деятельности родоначальника русского лирического пейзажа А.К.Саврасова, которому принадлежит образное и очень ёмкое высказывание: «Только любя природу, учась у неё, можно найти себя, своё. Манер живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту... Нужна романтика. Мотив. Романтика бессмертна. Настроение нужно. Художник тот же поэт... Возвышайтесь чувством. Искусство и ландшафты не нужны, где нет чувства... Нет души, значит, ничего не будет и в живописи -только холод и машина, одна ненужная теория».

Художественные идеи великого пейзажиста получили дальнейшее развитие в начале ХХ века в творчестве «Союза русских художников». А в 1970-е годы, когда эта линия русской живописи в силу разных причин оказалась на творческой периферии, к ней обратились со всей искренностью чувств русского человека, извечно приверженного идеалам православия и любви к Отечеству, ведущие московские живописцы Н.ФедосовВ.ЗабелинВ.ТелинВ. Щербаков и другие. С 1974 года они стали участниками и создателями одиннадцати крупнейших выставок. В результате этой подвижнической деятельности к началу ХХI века выявился непреложный факт полувекового развития в недрах современного российского искусства нового мощного реалистического движения, наполненного романтическим чувством восторга, преклонения перед родной землёй и заветами отечественной истории. Надо заметить, что эта линия пейзажной живописи никогда не затухала в провинции, о чём свидетельствует творчество художников вологодского края и ряда других регионов России.

Сложившаяся за многие годы группа художников-единомышленников, оформившаяся в последнее время как творческое объединение «Романтики реализма», поражает специалистов и зрителей разнообразием интерпретаций образа природы. Понятие романтизм для них означает восторженное отношение к миру, отсутствие бытовизма. Но если одни мастера ближе стоят к романтизму, и, прежде всего, И.Орлов, который действительно дает классические образцы романтической трактовки природы в виде фантастической феерии, то другим художникам - Н.Федосову, В.СтраховуН.ЗайцевуС.ГавриляченкоА.Цыплакову - ближе объективно-созерцательный и, соответственно, реалистический взгляд на мир и природу. Конечно, деление это достаточно условно. Так, в равной мере являются романтиками и реалистами М.Абакумов, В.Телин, В.Полотнов, В.Щербаков. Но если В.Те-лин и В.Полотнов создают таинственно-проникновенные мотивы российских городов и селений благодаря специфике свето-тональной живописи, то в картинах В.Забелина и Г.Пасько декоративное отношение к цвету позволило авторам добиться радостного звучания пейзажей. А.Суховецкий выбирает в своём творчестве более строгие монументальные и графические приёмы выразительности. Всё это означает бесконечное разнообразие возможностей искреннего, правдивого видения и живописания природы современными художниками, и, следовательно, неисчерпаемость реализма как великой и плодотворной традиции русского искусства.


М.Г.Абакумов; Золотой вечер, 1998

А.А.Жабский; Айва, 1992

И.М.Орлов; Ненастье приближается, 1996

В.Н.Страхов; Майская зелень, 1985

А.В.Цыплаков;