«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)



Статьи (О выставках):

"Великий мастер жил рядом" (о творчестве Алексея Жабского)
Мария КАСАТКИНА
Газета Губернiя
17.04.2009

В галерее "Арт Прима" открылась "Первая персональная" выставка участника творческого объединения "Романтики реализма", Заслуженного художника России Алексея Александровича Жабского (1933-2008).

В экспозицию, развернутую в выставочном зале Союза художников России (ул. Покровка, д.37), вошло более 70 работ мастера из коллекции галереи "Арт Прима" и частных собраний – пейзажи, натюрморты, портреты.

О себе Алексей Жабский писал в автобиографии: "Я родился 20 марта 1933 в Сибири, в деревне Александровка Каргатского района, Новосибирской области в рабочей семье. Отец был путевым обходчиком на железной дороге. Семья жила в железнодорожной будке, которая одиноко стояла недалеко от города Каргат. От крыльца будки начиналось поле и тянулось до самого горизонта. По другую сторону будки шумел бесконечный лес. С тех пор, как помню себя, рисовал. Однажды отец привез мне из Москвы подарок - красный карандаш, и я не расставался с ним, пока не осталась от карандаша одна крошка".

Творчество Алексея Жабского хорошо известно художникам и коллекционерам несмотря на то, что у него не было ни одной персональной выставки. Высочайший художественный уровень его работ и необычайная личная скромность уже давно сделали его имя легендарным. Небольшие по размеру изящные натюрморты и пейзажи Жабского неизменно привлекали внимание специалистов и любителей живописи на всех крупных московских и российских художественных выставках, становились объектом пристального изучения.

Что такое цель искусства? Для Алексея Жабского главной задачей было попытаться из видимой материальной оболочки вырезать сверхтонкое, невыразимое, неуловимое - дух материи. Когда художнику это удается, можно говорить, что произведение искусства состоялось.

Его работы скромные, они трогают задушевным наивом, очищают душу. Сейчас почти все – философы, все придумывают какие-то концепты, инсталляции, он этого не делал. У него - словно глаза ребенка, а такой взгляд на мир открывает зрителю гораздо более широкие горизонты бытия с его невыразимой тайной. Даже войну он пишет в ее человеческом гуманном измерении, это картины известной серии "Дети войны.1943 год", поражающие своей силой при всей простоте сюжета. Потому что Творец искусства один – Бог, художник только свидетельствует Его славу.

"Камертон, по которому мы должны настраиваться". "Великий метафизик русской жизни". Так отзываются об Алексее Жабском коллеги, протягивая к нему нить от первого великого мастера сверхточного изображения, у которого каждый предмет имеет свой особый знак, скрывающем тайну, поэзию – Алексея Гавриловича Венецианова… Они называют Алексея Александровича Жабского великим мастером конца XX – начала XXI веков. Недаром именно этот художник стал первым обладателем Медали Союза художников имени Александра Иванова "За выдающиеся заслуги в изобразительном искусстве России" (2008 год).

Живопись Алексея Жабского безусловно принадлежит романтическому реализму, коллекция его работ органично войдет в состав экспозиции выставки "Романтики реализма" в Санкт-Петербурге и Вологде летом 2009 года.


Старая корзина, 1995

Натюрморт на светлом фоне, 1992

Углич. Дом Овсянникова, 1984

Музей А.С.Пушкина, 1988