"Невыносимые осины" (о выставке "Образ Родины")
Ольга КАБАНОВА
Газета «Ведомости», №19
05.02.2007
“Образ Родины” оказался коммерчески непривлекательным
Выставка “Образ Родины” в Центральном доме художника могла бы утешить подуставшего от мудрствований современного искусства зрителя своей безыскусной искренностью и старомодностью. Но большинство выставленных на ней пейзажей мрачностью намного превосходят саму невеселую русскую природу.
Русскую провинцию уже, кажется, мало кто считает островом тишины и спокойствия, где вдалеке от агрессивной суеты и волчьих законов большого города сердце успокаивается среди не злых людей, а глаз отдыхает, глядя на непорочную зелень, блестящие белые снеги или трепетную золотую осень. Но от русского реалистического пейзажа все равно традиционно ожидаешь именно этого — иллюзии обретения смирения, успокоения души. И с какой бы иронией ни относились радикальные художники к традиционным пейзажистам, человеческий и коммерческий интерес к пейзажной живописи всегда жив. Люди любят смотреть и покупать понятное искусство — узнаваемые виды родных лесов, полей и рек.
Выставку с обезоруживающе неоригинальным названием “Образ Родины” в Центральном доме художника организовали галерея “Арт Прима”, Союз художников России и Вологодская областная картинная галерея. Экспозицию в нескольких центральных залах составили довольно аккуратно и осмысленно, никакого националистического китча и православной экзальтированности (выставки СХ России давно отпугивают парадными портретами важных попов и ряженных в народное благообразных сельских жителей) — только природа, цветы на окошке, коровы на выпасе, избы с наличниками, березы и осины да крутые откосы с далями. Но лепоты нет.
Общее впечатление от выставки, признаться, крайне унылое. Пейзаж все же должен быть пусть тихо, но красив, а тут краски жухлые, композиции банальные, колорит грязный — тоска, тоска.
Правда, время от времени глаз радостно цепляется за что-то яркое и свежее. В основном за картины, находящиеся в фонде Союза художников. Их в советские времена купили у хороших профессиональных художников: Николая Ромадина, Игоря Обросова, Петра Оссовского, умевших ставить и решать в пейзаже формальные художественные задачи. Так что все кажущееся на общем фоне “Образов Родины” новым и ярким писано 30-40 лет назад или еще раньше. В афише выставки есть и русские классики. Но их работ там не много. Так что любоваться Васнецовым и Саврасовым по-прежнему лучше в Третьяковской галерее.
Поместив картины современных вологодских художников-традиционалистов среди произведений признанных мастеров, коммерческая галерея “Арт Прима” пыталась приманить известными фамилиями зрителей, но в результате проиграла. Провинциальные художники на фоне именитых коллег выглядят удручающе скучно и подтверждают очевидное — нет самого по себе высокого и благородного жанра, в любом работают люди одаренные и полные посредственности.
Иногда, конечно, кажется, что где-то живут не испорченные современной культурой самородки, творящие в тишине и безвестности высоконравственное и проникновенное традиционное искусство. Как порой мнится нервическому горожанину, что русская деревня — заповедное место, населенное богобоязненными мечтателями. Но это все, понятно, иллюзии. И на выставке “Образ Родины” под лучшими работами малоизвестных художников отмечено: “Из частного собрания”. То есть все мало-мальски качественные образы родины, что написали современные художники-реалисты, замечены и проданы.
Выставка продлится до 11 февраля
Н.П.Федосов; Заря вечерняя, 1970-е
М.Г.Абакумов; Зацвела калужница, 2004
Н.Е.Зайцев; В тени березы, 1985
В.П.Полотнов; Морозное утро, 1995
В.Н.Телин; Охотничий домик, 2001