Открыт фронт борьбы с патриотизмом в современном искусстве России
Александр ЦЫПЛАКОВ, Людмила ЦЫПЛАКОВА
02.12.2015
«Русских невозможно победить, мы убедились в этом за сотни лет. Но русским можно привить лживые ценности, и тогда они победят себя сами!»
Отто фон Бисмарк
( Цитата с выставки «Православная Русь. Моя история. 1914-1945. От великих потрясений к Великой Победе». ЦВЗ Манеж 4-22 ноября 2015 г.)
После посещения выставки «Романтический реализм. Советская живопись 1925-1945 годов» (ЦВЗ Манеж, 4-22 ноября 2015 г.) долго не можешь избавиться от неприятного чувства, знакомого всем, кто хоть раз в жизни встречался с мошенниками – ты знаешь, что тебя обманывают, тобой манипулируют, но сразу не можешь понять, каким образом они это делают. Отзывы на выставку в прессе содержат очень много вопросов, которые - как и вопрос «Зачем?» автора статьи «Нежно о главном» Жанны Васильевой в Российской газете - в основном находятся в области искусствознания, ведь выставка художественная. Однако ответы на них можно найти только в области современной общественной жизни.
Выставку «Романтический реализм. Советская живопись 1925-1945 годов» надо оценивать вместе с выставкой «Православная Русь». Обе были открыты в ЦВЗ «Манеж» в «День народного единства», государственного праздника в память исторического события начала ХVII в. – освобождения России от польско-литовских захватчиков. Этой победе предшествовала Смута – потеря Россией г о с у д а р с т в е н н о с т и, безвластие, интриги и склоки в «правящей элите», ее неспособность обеспечить защиту территории страны и ее народа от врагов. Образно говоря, если представить страну как построенный народом на принадлежащей ему земле Дом, то его стены – это государство. Если разрушить стены, жить в нем станет невозможно и даже опасно – может вторгнуться чужой, выгнать хозяина, захватить землю и установить свои порядки. Что и случилось в нашей истории 400 лет назад.
Спас Россию народный патриотизм: русские в тяжелые годы Смуты сохранили национальное самосознание, основанное на православном мировосприятии и любви к Родине. Наши предки под покровительством Пресвятой Богородицы, с благословением Православной Церкви и водительством князя Пожарского и гражданина Минина смогли выгнать с русской земли захватчиков и восстановить государство.
Вторая Смута постигла Россию в начале ХХ века, когда революция 1917 года разрушила Великую Российскую Империю и началась иностранная интервенция. Выставка «Православная Русь» показывает нам что, несмотря на узурпацию государственной власти и национальной культуры большевиками, угнетенное состояние Православной церкви и массированную пропаганду всего «интернационального», национальное самосознание и любовь к России наш народ сохранил, Великую Державу – Союз Советских Социалистических Республик – построил, и немецко-фашистских захватчиков в Великой Отечественной войне победил. Здесь становится ясно, что патриотизм – это не лозунг, а живое чувство любви к Родине; что именно он является единственным реально существующим фактором объединения множества людей, живущих на определенной территории, в единство народа: он превращает страну в Отчизну, человека - в гражданина, соседа – в соотечественника, а общественные интересы делает личными.
В конце ХХ века россияне пережили третью Смуту – распад Советского Союза. Исторический период, когда под громкими лозунгами освобождения от коммунистического режима страна стремительно освобождалась от суверенитета, и на Кавказе уже разгорался пожар межнациональной войны, к счастью, закончился довольно быстро. В настоящее время идет строительство новой России и укрепление ее государства. Процесс этот трудный и многосложный, его успех невозможен без всенародной поддержки. Современной России любовь народа жизненно необходима.
Выставка «Романтический реализм. Советская живопись 1925-1945 годов» должна была дополнить историческую выставку и показать, как народный патриотизм воплощался в изобразительном искусстве этого времени. И такая живопись действительно есть – это романтический реализм, исторически сложившееся национальное течение в русской живописи, выражающее в искусстве любовь к Родине. Он живет и развивается в отечественной культуре с конца ХИХ века до настоящего времени, при этом в советский период являлся антиподом откровенно пропагандистского интернационального социалистического реализма, и потому даже имени не удостоился.
В искусствознание термин «романтический реализм» был введен в 2007 году московской галереей «Арт Прима» в связи с масштабным выставочным проектом «Романтики реализма», посвященным русской реалистической живописи конца ХИХ – начала ХХИ века. В 2014 году вышел в свет большой альбом «Романтический реализм. Собрание галереи «Арт Прима» (все права защищены), в котором подведены некоторые итоги многолетнего изучения этого феномена русского реализма: дано определение, обозначены характерные черты и особенности, а также указано его место в истории живописи.
В экспозиции выставки «Романтический реализм. Советская живопись 1925-1945 годов» романтический реализм представлен работами «Фашист пролетел» А.Пластова, «Мать партизана» С.Герасимова, «Александр Невский» П.Корина, «Оборона Севастополя» А.Дейнеки, «Весна» К.Петрова-Водкина, «Письмо с фронта» А.Лактионова и другими, мастерски написанными, настоящими шедеврами живописи. Однако значительную часть экспозиции составляют полотна именно соцреализма (в основном посредственного художественного уровня) из государственных исторических музеев («II Конгресс Коминтерна» И.Бродского, «Дружба народов» С.Карпова и др.), а также из собрания «РОСИЗО» («Портрет Г.К.Орджоникидзе» А.Эберлинга, «Докдад И.В.Сталина на Чрезвычайном VIII съезде Советов о проекте Конституции СССР» В.Сварога, «КомсомолкиСветлановки» А.Ситтаро и др.).
Не будем подробно обсуждать «творческую концепцию» выставки, автором которой является генеральный директор Государственной Третьяковской галереи госпожа З.Трегулова, общая оценка такова - это рафинированное иезуитство и казуистика. Образно говоря, авторы смешали «соцреализм» с романтическим реализмом и произвели нехитрый ребрэндинг - наклеили этикетку «романтический реализм». Возникает вопрос – зачем?
Затем, чтобы приравнять кдавно мертвому пропагандистскому социалистическому реализму живой патриотический романтический реализм и таким образом вычеркнуть его из современности. Чтобы не проникло чувство патриотизма в культурное пространство нашего изобразительного искусства, которое давно оккупировано так называемым «современным искусством», вненациональным, провокационным и аморальным, разрушающим национальное самосознание.
Собственно, сама эта выставка являет собой образец постмодернистской политической провокации: господин Э.Бояков в интервью газете «Известия» заботливо предостерегает зрителя от увлечения реализмом, потому что «манипулировать сознанием лучше всего, используя реализм», но именно это он на наших глазах и делает. Как опытный «кидала» отвлекает зрителя трескучей болтовней и подсовывает ему вместо романтического реализма пустую «куклу» «соцреализма».
Настоящий посыл выставки «Романтический реализм. Советская живопись 1925-1945 годов» - противодействие патриотизму в современном российском обществе, она не дополняет выставку «Православная Русь», а противостоит ей. Видно очень беспокоит наших зарубежных «партнеров» такое неожиданное для них возрождение России и укрепление ее государственности.
Кстати, в Санкт-Петербурге в Государственном Русском музее открылась еще одна выставка-оборотень под названием «Россия. Реализм. ХХI век», не имеющая совсем никакого отношения к реализму. Здесь уже все откровенно - настоящий сеанс черной магии: кристально чистое так называемое «актуальное искусство» накрывается кураторским словоблудием, и нам предъявляют «то, чего на свете нет» - «специфику реализма в ХХI веке в контексте проблематики актуального искусства». Уж не посетил ли Русский музей господин Коровьев?
После этого события все искусствоведческие вопросы сами собой отпадают, но появляется вопрос к Министерству культуры РФ – что происходит? Давно уже в России традиционное национальное искусство и сонтемpорарyартсуществуют как бы в параллельных пространствах, соблюдая некий паритет, и вдруг начинается профессионально организованное нападение на реализм, причем с использованием таких ведущих государственных учреждений культуры как Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, РОСИЗО во главе с их руководителями (З.Трегуловой, Э.Петровой, С.Перовым).
Тем не менее, зрители на выставку реалистической живописи в Манеж ходят с удовольствием: романтическим реализмом восхищаются, на социалистический смотрят с удивлением, как на динозавра. Истосковались люди по реализму, особенно русскому, запертому как сказочная царевна в запасниках музеев слугами так называемого «современного искусства». Ничему не учит их история, а потому хочется напомнить им о «Дне народного единства» и о том, что бывает в России с оккупантами, если народ встанет на защиту своего культурного суверенитета.
Александр Цыплаков, художник, член Союза художников России (СХР) и Московского союза художников (МСХ)
Людмила Цыплакова, искусствовед, член Союза художников России (СХР) и Московского союза художников (МСХ)