«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)



Статьи (О выставках):

"Гений русского века. Аркадий Пластов" в Арт Прима
Евграф КОНЧИН
Газета "Культура"
18.12.2008

В галерее "Арт Прима" открылась выставка работ  народного художника СССР Аркадия Пластова, названная "Гений русского века". Представлено 67 картин, этюдов, эскизов из собрания галереи, музея художника в Прислонихе и из частных коллекций. Всё - высокого музейного уровня, подчеркивают устроители проекта Анастасия Цыплакова и Николай Пластов. Хотя Пластов относится к числу русских живописцев, у которых все- от общеизвестных полотен до этюдов и набросков - является национальным достоянием. 

Обширна тематика выставки, которая в какой-то степени повторяет развитие искусства автора. От холстов недавнего студента (этюд к картине "Сенокос", "Колхозный праздник", "Автопортрет с круглой палитрой") до воплне самостоятельных работ общепризнанного мастера, развивающего традиции русского реалистического искусства. "Весна на Мирской горе", "Осень после грозы", "Время полых вод", "Весна. Синие воды", "Прислониха"- могучая портретная галерея односельчан художника.

Завершает экспозицию по своему временному отсчету "Фашист пролетел"- авторское повторение знаменитой картины 1944 года, которая находится в Государственном Русском музее. ЕЕ вариант Пластов исполнил уже незадолго до смерти в 1971 году, возвращаясь к самому популярному и трагическому своему произведению. Хотя холст находится не в центре экспозиции, его можно отнести к одному из самых значимых ее экспонатов.

Многое на выставке покажется нам знакомым по широкому этюдному ряду. По нему мы можем увидеть зарождение будущих широко известных картин, которые ныне находятся в Третьяковской галерее и Русском музее. Некоторые наброски настолько "крепки" и завершены, что могут экспонироваться как самостоятельные произведения.

Выставка предоставляет нам возможность познакомиться и с редкими, еще почти неизвестными, произведениями Аркадия Пластова, доселе спрятанными в частных собраниях. Это - "Суббота" (1943-1947 годы), "Трактористки" (1943-1944 годы); "Вечер в Зеленовке". Наверное, они не "открывают" нам совершенно нового, незнакомого Аркадия Пластова, но добавляют определенный штрих к его творчеству, поэтому каждая такая находка- событие.

Галерея "Арт Прима" устроила интересную, нужную выставку. Ведь картины Аркадия Пластова так нужны сегодня, поскольку они современны, злободневны. Для молодых художников, прежде всего. Учитесь у Аркадия Пластова познавать провинциальную жизнь и ее самые насущные заботы, видеть их в сельском сегодняшнем бытии с его бедностью, трудностями, ужасающей обыденностью, но и находить сельскую красоту и силу, веру, надежду.


Спокойное море, 1948

Стожок, 1950е

Вечер в Зеленовке, 1946-1947

Вечер, 1948