«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)

Вход в личный кабинет


Статьи ( О выставках ):

"Романтики реализма"
Людмила ЦЫПЛАКОВА
Газета "Мир живописи", №1-2
20.04.2008

Большой интерес у художников, искусствоведов и ценителей живописи вызвала выставка «Романтики реализма» , которая прошла в ЦДХ с 22 декабря 2007 г. по 6 января 2008 г. В «малых» залах были представлены 137 живописных работ 14 известных российских художников из коллекции галереи «АРТ ПРИМА».

Галерея очень молода, ей едва исполнилось два года, тем не менее, она уже хорошо известна как организатор значительной и очень успешной выставки русской пейзажной живописи «Образ Родины» (ЦДХ, 1-11 февраля 2007 г. совместно с СХ России и Вологодской областной картинной галереей) наглядно доказавшей, что вопреки расхожему предубеждению в России есть современные художники реалисты, живопись которых не просто выдерживает сравнение с великими образцами конца XIX – XX веков, но стоит вровень с ними.

Проект «Романтики реализма» является  продолжением выставки «Образ Родины» и ставит перед собой цель возвращения в нашу культурную жизнь  замечательного направления русской реалистической традиции – романтического реализма. Это направление зародилось в кругу художников близких А.К.Саврасову, полноты развития достигло в творчестве «живописного крыла» «Союза русских художников», а в ХХ-ом веке развивалось в «московской школе живописи». Романтический реализм счастливо соединил художественные возможности богатейшего живописного языка,  вобравшего в себя не только все достижения реалистической школы, но и открытия импрессионизма,  с осознанным, ответственным и единственно верным отношением художника к живописи, как  таинству служения  красоте, по природе своей исключающем любую «практическую» цель, кроме цели воплощения в красках божественной красоты мира. Живопись в романтическом реализме обрела истинную свободу от оков «идей» и «стиля».

Такого термина нет в схемах советского искусствоведения: романтический реализм был неинтересен партийным идеологам, поскольку совершенно непригоден для использования в целях пропаганды, агитации и  «воспитания в духе…». Для идеологов «современного искусства» он столь же неудобен – в живописи романтиков реализма нет и не может быть  крикливого новаторства, провокации, агрессии и тому подобной «остроты» поскольку  она принципиально традиционна и генетически связана с мировой живописной традицией. Именно невозможностью использования в утилитарных целях обусловлен тот факт, что романтический реализм был единственным направлением в изобразительном искусстве России XX века, в котором сохранилась живопись как высокое искусство, незамутненное политикой и коммерцией.

Время показало насколько был прав А.К.Саврасов, говоривший своим ученикам: «Нужна романтика.  Мотив. Романтика бессмертна. Настроение нужно. Художник – тот же поэт… Возвышайтесь чувством. Искусство и ландшафты не нужны, где нет чувства… Нет души, значит ничего не будет и в живописи – только холод и машина, одна ненужная теория.»  Романтика действительно бессмертна и оказалась мощным противоядием губительным соблазнам культуры последнего столетия - гордыне, самовлюбленности, алчности, агрессии. В начале ХХ века канул в Лету критический реализм, а в конце – социалистический реализм. Оба направления русского реализма погибли под обломками изживших себя социальных идей, вместе с которыми рухнули искусствоведческие  надстройки «критический» и «социалистический». В начале ХХI века только романтический реализм успешно противостоит разрушительному натиску так называемого современного искусства и активно пополняет ряды своих приверженцев.

Убедительное свидетельство этому история существующего в Москве с 70-х годов прошлого века замечательного сообщества живописцев, в творчестве которых живопись как таковая является  главной ценностью. Основателями этой группы стали московские живописцы Н.П.Федосов , В.Н.Забелин , В.В.Щербаков и В.Н.Телин . В течение десятилетий к ним присоединялись и покидали их многие художники; В.Н.Забелин и Н.П.Федосов ушли из жизни, но никакие жизненные обстоятельства не смогли изменить принципы объединения: бескомпромиссную верность живописи, естественность существования в богатейшей русской живописной традиции, высокий профессионализм, ответственность отношения к своему бесценному дару.

В настоящее время в это сообщество  входят известные российские художники В.В.Щербаков, В.Н.Телин, М.Г.Абакумов , С.А.Гавриляченко , Ю.А.Грищенко , Н.Е.Зайцев , И.М.Орлов , Г.И.Пасько , В.П.Полотнов , В.Н.Страхов , А.Н.Суховецкий , А.В.Цыплаков и другие. При полном отсутствии какой - либо формальности в отношениях между ними, их объединяет сознательная и активная творческая позиция. Они продолжают и развивают то направление русской живописной реалистической традиции, которое определяется как романтический реализм.

Родоначальниками этого направления стали величайшие русские живописцы А.Г. Венецианов, Г.В. Сорока, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, Ф.А. Васильев, А.И. Куинджи, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, И.И. Левитан, В.А. Серов, М.А. Врубель, К.А. Коровин, А.П. Рябушкин, М.В. Нестеров,  Б.М. Кустодиев, А.Е. Архипов, К.Ф. Юон, И.Э. Грабарь, С.Ю. Жуковский, П.И. Петровичев , Л.В. Туржанский , Н.П. Крымов, А.А. Пластов , С.В. Герасимов , В.Г.Цыплаков , Н.М. Ромадин , А.М. Грицай, В.Ф. Стожаров ; а так же ныне живущие мастера старшего поколения – Ю.П. Кугач , С.П. и А.П.Ткачевы , Е.И.Зверьков , В.И.Иванов, А.А.Тутунов , В.М.Сидоров и другие. Само наличие такой впечатляющей «родословной» устанавливает не только эталон качества живописи, но и не менее высокий уровень ответственности живописцев перед великими «предками».

Глубокое уважение к традиции, бережное и вдумчивое отношение к богатейшему наследию является фундаментом творчества художников, представленных на выставке «Романтики реализма», и верным признаком элитарности их живописи. Все они «возрастали» годами, впитывая и глубоко переживая опыт предшественников, каждый прошел свой путь личностного и профессионального становления и в результате естественным образом обрел ему одному присущее, легко узнаваемое «лицо».

Русская живописная традиция, наиболее полно воплотившаяся в романтическом реализме, - это не только национальное достояние, это наш бесценный вклад в сокровищницу культуры мировой. Россия в настоящее время, в силу сложившихся исторических условий, является культурным заповедником, в котором существует и развивается живопись как таковая, в то время как западноевропейская живопись к началу XXI века превратилась в реликт мировой культуры. Последовательный и принципиальный отказ западного изобразительного искусства от живописной традиции в угоду фетишу «новизны» привел к тому, что оно всего за несколько десятилетий выродилось в «современное искусство» - феномен, к искусству отношения не имеющий.

Немногим более ста лет назад сакральное предназначение искусства было настолько ясно всем, что его определение заняло всего три строчки в «Толковом словаре» В. Даля: «Изящные искусства стремятся к созданию первообраза красоты, союза добра и истины, которых отражение мы видим в вещественной природе».  Живопись в ряду «изящных искусств» занимает совершенно особое место. Произведения живописи вполне материальны, и могут быть использованы в утилитарных целях владения, дарения, купли-продажи. Однако, сама живопись, как искусство, по природе своей иноматериальна, и потому самоценна и неподвластна законам нашего мира: она никогда «не смешивается» ни с какими «течениями» и совершенно неважно «старая» она или «современная», «русская» или «французская» - она либо есть, либо ее нет, потому, что она – живая, присутствие жизни единственное абсолютное качество: быть живым более или менее невозможно. Как все живое в этом мире живопись легко уязвима и может существовать только в очень узких и жестких рамках среды. Среда живописи – красота мира и чистота помыслов художника: только преумножение красоты может быть целью живописи, стоит художнику соблазниться иными целями - живопись исчезает, остается лишь краска на холсте.

Сегодня живопись романтиков реализма возвращает нам потерянное в дебрях атеистического искусствознания понятие об искусстве как служении красоте.


Н.П.Федосов; Стожки, 1970-е

С.А.Гавриляченко; Казачьи проводы, 1997

Ю.А.Грищенко; Русский бунт, 1993

И.М.Орлов; Вечерний интерьер, 1997

Г.И.Пасько; Двор на Пятницкой, 2006

В.Н.Страхов; Дом священника, 2002

А.Н.Суховецкий; Ночь на Воробьевых горах, 2002

В.П.Полотнов; Весна. Начало дня, 1993

В.Н.Телин; На закате, 2001

А.В.Цыплаков; Кузнецкий мост, 2004