«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)



Статьи (О выставках):

"Его называют гением русского века" (о творчестве Аркадия Пластова)
Татьяна МОРОЗОВА
Газета "Правда"
16.01.2009

В галерее «Арт-Прима» прошла выставка произведений народного художника СССР, лауреата Ленинской и Сталинской премий Аркадия Пластова — «Гений русского века».

Это московская выставка, которая открылась в декабре — в год его 115-летия (1893-1972 гг.) и полновесно отражала творчество художника. В экспозиции было представлено более 60 работ из собрания галереи, из частных коллекций и из коллекции его семьи. К сожалению, на официальном уровне знаменательная дата не была замечена. А художник он действительно гениальный. Такие его картины, как «Фашист пролетел», «Сенокос», «Весна», «Первый снег», «Ужин трактористов», «Ленин в Разливе», памятны людям старшего поколения ещё по репродукциям и школьным учебникам. А каким прекрасным пейзажистом он был! Пейзажи, портреты он писал чувственно, эмоционально. Судьба художника необычна и типична для талантливого человека XX века. Он родился в семье иконописца в селе Прислониха Ульяновской области. Окончил Симбирское духовное училище. Затем учился в Москве в училище живописи, ваяния и зодчества. После Великой Октябрьской социалистической революции восемь лет жил в родной Прислонихе — работал секретарём сельсовета, занимался нелёгким крестьянским трудом и много писал. У него была цель: «в цикле картин развернуть эпопею крестьянского жития-бытия». Что он и осуществил за свою 79-летнюю жизнь.

Художники, выступившие на вернисаже, выразили надежду, что в новом году будет наконец решён вопрос с открытием музея Аркадия Александровича Пластова. В 1931 году пожар в Прислонихе уничтожил почти все написанные до того картины, этюды, наброски. Недопустимо, чтобы время и обстоятельства современной жизни рассредоточили наследие художника. Оно насчитывает порядка десяти тысяч живописных и графических работ. Нет цены и богатому эпистолярному наследию. Проблема музея Пластова поднималась ещё в конце 80-х. Тогда под него даже выделялся особняк в Москве, который в итоге передали Международному фонду славянской письменности и культуры. Безуспешные попытки создания музея предпринимались и в год 110-летия художника, чье творчество является поистине национальным достоянием нашей страны, нашей культуры.


Гроза над Прислонихой, к1930х-н40х

Стожок, 1950е

Спокойное море, 1948

Вечер, 1948