«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)



Статьи (О выставках):

"Романтики Реализма" в Санкт-Петербурге и Вологде
Людмила ЦЫПЛАКОВА
Газета "Новости МСХ", №6
18.08.2009

Большая выставка творческого объединения "Романтики реализма" проходит летом этого года: сначала в Санкт-Петербурге (с 20 июня по 5 июля) в Выставочном центре Санкт-Петербургского Союза Художников на Большой Морской 38, а затем в Вологде (с 14 июля по 6 сентября) в Центральном выставочном зале ВОКГ "Воскресенский собор" на Кремлевской площади,3. В экспозиции 250 картин наших современников - известных российских и московских живописцев - из коллекции московской галереи «Арт Прима», Союза художников России и частных собраний. Все участники объединения давно признаны и очень авторитетны в кругу специалистов, коллекционеров и любителей живописи, но почти незнакомы широкому кругу зрителей. История этого замечательного сообщества художников, в творчестве которых живопись как искусство является главной ценностью, начинается с 70-х годов прошлого века. Его основателями стали москвичи Н. ФедосовВ.ЗабелинВ.Щербаков и В.Телин. Долгие годы они сознательно и целенаправленно собирали воедино талантливых живописцев, создавая союз единомышленников способных противостоять разрушению русской реалистической традиции. Многие ценители искусства помнят организованные ими замечательные выставки 80-х годов «Родная земля» и «Поэзия родной земли», которые познакомили зрителей с новым поколением чрезвычайно талантливых молодых мастеров московской школы живописи.

Именно это поколение пропало в информационном вакууме периода аннигиляции советских структур управления искусством и становления «свободного» арт-рынка в России. В новой системе культурных ценностей, пропагандируемых демократическими СМИ, реалистическая живопись была категорически невозможна. Сам факт ее существования в России опровергал западную искусствоведческую аксиому: традиционное классическое искусство «закончилось» в ХIХ веке, «вымерло» вместе со своей «средой обитания» - идеалами гуманизма и христианства; современное искусство принципиально нетрадиционно. Его абсолютной ценностью является «новое» – художнику все позволено, неважно что и как, главное, чтобы такого еще никогда не было. Нашлось место только идеологическому реликту «соцреализма» с его «экзотическими» вождями, передовиками, парадами и демонстрациями – на одном лотке с матрешками и ушанками. В это безжалостное «время разрушения» художники круга Федосова, Забелина, Щербакова, Телина сохранили в своем творчестве живопись как высокое искусство. Они были центром «силового поля» классической тонально-колористической живописи: к ним «притягивались» те художники, для которых реалистическая традиция была величайшей ценностью, те, кто слышал призыв великого русского пейзажиста А.К.Саврасова : « Только любя природу, учась у нее, можно найти себя, свое. Манер живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту… Нужна романтика. Мотив. Романтика бессмертна. Настроение нужно. Художник тот же поэт… Возвышайтесь чувством. Искусство и ландшафты не нужны, где нет чувства… Нет души, значит ничего не будет и в живописи – только холод и машина, одна ненужная теория».

В течение десятилетий в объединение входили и покидали его многие художники, (Н.Федосов, В.Забелин, В.Щербаков, А.Жабский ушли из жизни), но никакие жизненные обстоятельства не смогли изменить его принципы: бескомпромиссную верность живописи и высокий профессионализм. В настоящее время в это сообщество входят известные российские художники В.Телин, М.АбакумовС.ГавриляченкоЮ.ГрищенкоН.ЗайцевИ.ОрловГ.Пасько
В.ПолотновВ.СтраховА.СуховецкийА.Цыплаков. При полном отсутствии какой либо формальности в отношениях между ними их объединяет сознательная и активная творческая позиция. Они продолжают и развивают то направление русской живописной традиции, которое определяется как романтический реализм.

Концепция проекта «Романтики реализма» генетически связана с выставкой русской пейзажной живописи «Образ Родины», которая была проведена галереей «Арт Прима» при участии Союза художников России и Вологодской областной картинной галереи в Москве, в феврале 2007 г.. Экспозиция в Центральном доме художника объединила в одном выставочном пространстве работы классиков русского реализма (А.К.Саврасова, В.М.Васнецова, А.И.Куинджи, С.Ю.Жуковского,К.Ф.ЮонаП.И.ПетровичеваЛ.В.Туржанского, Н.П.КрымоваВ.К.Бялыницкого БирулиС.В.ГерасимоваА.А.ПластоваН.М.РомадинаВ.Г.ЦыплаковаВ.Ф.Стожарова) и наших современников наглядно доказав, что вопреки расхожему предубеждению в России есть современные художники, живопись которых не просто выдерживает сравнение с великими образцами, но и стоит вровень с ними.

Успех выставки превзошел все ожидания: за 10 дней ее посетило более 25000 человек, к удивлению сотрудников ЦДХ в выходные дни в кассы выстраивалась длинная очередь. Откуда такой интерес к давно и всем хорошо известному жанру пейзажа? Ответ дает книга отзывов: «Выставка «Образ Родины» очень нужна в наше время… Необходимо привлечь внимание к тем богатствам, которые скрыты в душе человека, живущего в России, которые пробуждаются под действием пейзажа, русской природы…». Выставка, по общему признанию, действительно была уникальной: 364 работы 98 художников, созданные в разное время на протяжении 150 последних лет органично объединились в удивительный живописный оркестр - цельную и гармоничную экспозицию, которая выявила некий общий настрой творческих устремлений мастеров разных поколений. Стало ясно, что более полувека неназванным существует уникальное явление – мощное течение в русской реалистической традиции, которое является основным в современной живописи. Оставалось только произнести его имя – романтический реализм.

Это течение зародилось в Москве, в кругу живописцев близких А.К.Саврасову, сформировалось в творчестве «живописного крыла» «Союза русских художников», а в ХХ веке развивалось в «московской школе», особенностью которой является неколебимая верность реализму, как творческому методу, при высочайшем уровне профессионального мастерства. Здесь сложнейший классический живописный «канон» - гармоничное сочетание композиции, рисунка, тона и колорита, - соблюдался неукоснительно, при этом тону и колориту уделялось особое внимание, а в вопросах стиля художнику предоставлялась полная свобода. Из поколения в поколение, от учителя к ученикам передавались не только профессиональные навыки, но, главное – великое открытие А.К.Саврасова: существует неразрывная связь между высоким душевным настроем живописца и качеством живописи. Осознанное, ответственное и единственно верное отношение художника к живописи как таинству служения красоте, по природе своей исключает любую «практическую» цель, кроме цели воплощения в красках божественной красоты мира. Романтический реализм на протяжении почти столетия был единственным течением в изобразительном искусстве России, в котором сохранилась живопись как высокое искусство, незамутненное идеологией, политикой, коммерцией и тщеславием.

Непреходящая культурная ценность романтического реализма заключается в его яркой эмоциональности и удивительной, не поддающейся рациональному объяснению, способности вызывать у зрителя ответные высокие чувства и положительные эмоции – любовь к Родине, сострадание и любовь к людям, восхищение красотой природы и человеческих отношений, радость встречи с прекрасным. Именно этого нам так не хватает в наше совсем неромантичное время.

21 декабря 2007 г. в ЦДХ галерея «Арт Прима» представила выставочный проект «Романтики реализма». Единое экспозиционное пространство объединило персоналии 14 известных российских художников, работы которых были ядром современного раздела выставки «Образ Родины»: Н.Федосова, В.Забелина, В.Щербакова, В.Телина, М.Абакумова, С.Гавриляченко, Ю.Грищенко, Н.Зайцева, И.Орлова, Г.Пасько, В.Полотнова, В.Страхова, А.Суховецкого, А.Цыплакова. Выставка проходила в предновогодние дни и рождественские каникулы, но за две недели ее посетило 15000 человек. Причина успеха – высокий художественный уровень работ, тщательно продуманная экспозиция и, главное, любовь зрителей к русской реалистической живописи, сохранившей отличительные качества истинного искусства – правду жизни и красоту.

Немногим более ста лет назад сакральное предназначение искусства было настолько ясно всем, что его определение заняло всего три строчки в «Толковом словаре» В.Даля: «Изящные искусства стремятся к созданию первообраза красоты, союза добра и истины, которых отражение мы видим в вещественной природе». Живопись «Романтиков реализма» возвращает нам потерянное в дебрях атеистического искусствознания изначальное понятие об искусстве как средстве борьбы с хаосом и смертью путем преумножения красоты и гармонии в мире. Красота – это зримое, доступное нашим органам чувств, свидетельство присутствия в мире его Творца, это источник жизни, питающий нашу бессмертную душу.

Современный человек испытывает жажду красоты, часто не отдавая себе в этом отчета. Двадцатый век отменил чудеса, мир стал прост и утилитарен как супермаркет. Человек все реже вспоминает о вечном и, сохраняя практическую изощренность ума, стремительно теряет качества, отделяющие его от животного мира – способность отличать прекрасное от уродливого, правду – от лжи, сиюминутное – от вечного, добро – от зла. Тем не менее, каждый из нас хотя бы один раз в жизни испытал совершенно бескорыстное чистое чувство восхищения красотой, присутствующей в мире повсюду. Может быть, нам открылась божественная красота природы, или посчастливилось увидеть настоящее произведение искусства.

Нескончаемые многонациональные очереди в Третьяковскую галерею, Эрмитаж, Лувр, Прадо, галерею Уффици и многие другие музеи, где собраны шедевры мирового искусства всех времен и народов, свидетельствуют о неистребимости человеческого стремления к красоте. «Красота спасёт мир» - это пророчество Ф.М.Достоевского, возможно, о нашем времени.

 

Права на материал принадлежат Галерее АРТ ПРИМА. Перепечатка возможна только с обязательной ссылкой на источник.


Н.П.Федосов; Заря вечерняя, 1970-е

В.Н.Забелин; Центр Ростова, 1987

А.А.Жабский; Старая корзина, 1995

В.В.Щербаков; Сестры. Август, 1987

В.Н.Телин; Домовой, 1995

М.Г.Абакумов; Крадутся туманы, 2001

С.А.Гавриляченко; Постриги, 1994

И.М.Орлов; Зимний сон летних трав (картина из 4х составных частей), 2000

Г.И.Пасько; Вечер на Оке, 1997

В.П.Полотнов; Теплый весенний вечер, 1993

В.Н.Страхов; Сумерки. Вологодский кремль, 2000

А.В.Цыплаков; Вечер жаркого дня. Озеро Селигер, 2010