«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)



Статьи (О выставках):

"Другое лицо Москвы" (о выставке "Романтики реализма о Москве")
Ирина БАЛАТУЕВА
Газета "Вечерняя Москва".№168
15.09.2008

В галерее АРТ ПРИМА открылась необычная выставка. Художники из группы с противоречивым названием «Романтики реализма» вместе пишут Москву уже больше 30 лет, но характерное имя придумали себе только недавно. Изображая город таким, какой он есть, эти уже немолодые живописцы по-юношески продолжают любоваться величием мегаполиса.

Рассматривая картины, сам того не желая, втягиваешься в увлекательную игру: пытаешься узнать места, изображенные на полотнах.

В основном это улицы, переулочки и скверы в границах Садового кольца. Эти маршруты знакомы каждому москвичу: Красная площадь, Кремль, Китай-город, Арбат, Солянка, Гоголевский бульвар, Сретенские ворота, набережные Москвы-реки, усадьбы «Царицыно», «Кусково». Да и сама галерея как будто специально расположилась как раз в том уголке Москвы, который так любят изображать художники, – на Чистопрудном бульваре. Но главное, что объединяет все работы, – настроение города.

– Самое трудное – найти образ, – рассказывает художник Александр Цыплаков. – Как только в душе появляется некая музыка, можно начинать работать. Вот здесь, например, мне удалось поймать удивительную вспышку вечернего света… И правда, Кузнецкий Мост утопает в лучах закатного солнца. Широкие, размашистые мазки не оставляют места деталям, но благодаря этому удалось передать энергию города, который живет в своем бешеном ритме.

– Я сначала начал заниматься деталями, но потом понял, что они портят цельное впечатление, дробят картину.

Того же мнения и другой художник, Валерий Полотнов. На его картине летняя Тверская только просыпается, а сам город еще окутан утренней дымкой. Не смог не пошутить: на рекламной растяжке над улицей написал имя друга-музыканта. После первой выставки, где экспонировали полотно, художник решил убрать с картины людей – чтобы не мешали созерцать красоту Москвы. Любой город – это прежде всего архитектура. Неудивительно, что на большинстве картин людей или нет, или они не прописаны детально.

Люди – только органичная часть города, которая задает его ритм. Особенно величие московских построек видно в картине Алексея Суховецкого «Бородинский мост».

Эпохи как будто наслаиваются одна на другую, как годовые кольца у дерева. Невероятный простор захватывает – видно на километры вдаль. В облаках, стоит присмотреться, и увидишь, как парит архангел, будто охраняя город. И тут же, по соседству, работы художников, которые ценили тишину московских скверов. У такой Москвы совсем другое лицо: время здесь замерло, а городская суета осталась на оживленных проспектах.

Выставка продлится до 30 сентября.


А.В.Цыплаков; Солянка, 2002

А.В.Цыплаков; У Сретенских ворот, 2002

А.В.Цыплаков; Покровка. Жаркое лето 2010, 2010

В.П.Полотнов; Утро в Москве. Весна на Тверской, 1997-2000

А.Н.Суховецкий; У Бородинского моста, 1997