English
«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)
Конец XIX - начало XX века
XX век
Конец XX - начало XXI века
О галерее
Коллекция
Художники
Новости
Выставки
Кинопроекты
Книги и альбомы
О нас пишут
Беседы об искусстве
Контакты
Наши друзья

Главная / Беседы об искусстве / Знаки времени в пространстве культуры. Виктор Калашников

Знаки времени в пространстве культуры. Виктор Калашников

Крупнейшим событием в культуре России 2006-2007 годов стала экспозиция «Образ Родины», выделяющаяся подлинной, устойчивой ценностью представляемых экспонатов, расстояние по времени между которыми доходило до полутораста лет. То, что выставка проходившая несколько месяцев с несомненным успехом в Вологде, нашла продолжение в московском Центральном Доме художника, говорит об активности поисков новых форм существования реализма. «Поиск новых форм» – весьма затасканная формулировка в текстах и рассуждениях об искусстве, но в данном случае именно она отражает суть соединения усилий государственных организаций в лице областного правительства и Вологодской картинной галереи, авторитетнейшего творческого союза – СХ России и энергично заявляющей себя московской галереи «Арт Прима». Действительно, если в перестроечные годы частные художественные проекты обычно противопоставлялись сложившимся в советскую эпоху структурам, то в последнее время наметился альянс галерейщиков с властями. В основном, в деле утверждения так называемых актуальных течений. Не ставя себе задачу давать здесь и сейчас оценку этим течениям и этой деятельности госчиновников, регулирующих финансовые потоки, нельзя, однако, не заметить, что традиционный реализм оказался обделён как административным ресурсом, так и вниманием представителей арт-бизнеса. Точнее, арт-промоушена, так как собственно товарная стоимость реалистического искусства достаточно очевидный факт, но целевое вкладывание денег в «продвижение» реализма – совсем другой вопрос. Утвердившиеся схемы отводили этому направлению место в ретроспекции искусства, а направлять средства на актуализацию желающих не находилось. Исключения делались лишь для отдельных особо востребованных мастеров.

Но времена меняются, и наступил момент совпадения интересов Союза художников России, – как корпоративного сообщества, сохраняющего устоявшиеся эстетические принципы, частного бизнеса, – занятого проблемами инвестирования в искусство, и власти, – отдельные сегменты которой необходимым образом заняты собиранием и сбережением недевальвируемых духовных и культурных ценностей, цементирующих оказавшиеся столь шаткими и хрупкими основы общества и государства. Таковыми скрепами, наряду с разнообразными явлениями религии и благотворительности, просветительства и художественной литературы, пластических и сценических искусств выступили и полотна тех живописцев, которые ориентировались на преемственное отношение к национальному культурному наследию. Галерея «Арт Прима» одной из первых, точнее и глубже других откликнулась на новую тенденцию – актуализацию реализма, возвращение его из пространства прошлого в современную практику искусства, из среды музейных раритетов в сферу престижного арт-бизнеса.

Высокий профессионализм обозначен как важнейший приоритет деятельности и Союза художников России, и организующей московский вариант экспозиции «Арт Примы». В связи с этим необходимо сделать одно замечание. Обычно чисто коммерческие явления в искусстве имеют весьма низкий качественный уровень, который следует отличать от товарной привлекательности, подпитанной броской внешней отделкой и спекулятивными товарными рейтингами. И экспозиция «Образ Родины» дает счастливый пример очень специального отбора работ, который строится на критериях, существующих в виде некоего кода в сообществе живописцев, во многом трудно переводимых в вербальный ряд, выверенных практикой нескольких поколений мастеров. При том, что каждый экспонат может рассматриваться как безусловно ценный и даже престижный предмет покупки. Этот аспект выставки немаловажен, поскольку СХ России создавался и существовал всегда как творческая организация, а структуры, решавшие экономические вопросы – худфонд с развитой системой комбинатов ныне не обеспечивают ни Союз в целом, ни отдельных художников заработком. О таких вещах в силу, прежде всего, предназначения СХ говорить на фоне вернисажа было не принято, но сейчас сама ситуация подводит к тому, чтобы и с деловой стороны отметить смысл и потенциальную продуктивность сотрудничества коллектива авторов-единомышленников и необходимым образом ориентированной на коммерцию галереи.

Итак, понятна мотивация организаторов проекта «Образ Родины». Союз художников России, имеющий собственную историю длиной в несколько десятилетий, заинтересован в показе полотен своих ведущих мастеров рядом с работами предшественников, дабы продемонстрировать укоренённость своей традиции с конца XIX века. Музейщики, с любовью собирающие на местах произведения и классиков, и современников, стремятся к выявлению тех принципов, которые обеспечивают цельность их коллекций. «Арт Прима» позиционирует себя как видный участник арт-рынка, которому, с одной стороны, близки и просветительские цели, с другой, свойственна ориентация на жесткие критерии качества и профессионализма. Но, несомненно, и то, что как в Вологде, как до этого в Липецке и Кирове, в Москве выставка обречена на успех. И дело не только в привычной популярности жанра пейзажа и заслуженной известности имён участников или тщательной отфильтрованности работ.

Очевидно, за повышением внимания к традиционному направлению в искусстве следует усматривать значительную общественную потребность. Из наиболее актуального это – несомненный поворот в общественном сознании в сторону патриотизма. А роль пейзажа в формировании позитивного образа Родины– прямое совпадение с названием выставки здесь не случайно! – являющегося фундаментом чувства патриотизма неоспорима и столь велика, что всякое деяние по поддержке пейзажной живописи становится частью общего дела утверждения любви к Отечеству. Тем значительней инициатива галереи «Арт Прима», впервые позволившая провести уже ставшую традиционной выставку «Образ Родины» в столице.

Сверх того, подобные акции выступают антитезой нового явления, ещё не получившего должную оценку, не подвергнутого глубокому анализу. Речь о том, что родовая потребность человека в визуальных образах приобрела ещё один путь удовлетворения в виде цифровых технологий. Возможно, наиболее радикальные эксперты поторопятся предсказать очередную гибель реалистической живописи – вслед за последовательными смертями, спровоцированными наступлением эры фото, кино, телевидения соответственно. Искусство каждый раз находило ответы на подобные вызовы, но нынешний отличается масштабом, за которым проступает угроза перехода количества в качество. Действительно, объём «накаченных» в домашний компьютер изображений, «нащелканных» мобильным телефоном, на несколько порядков превышает число накопленных поколениями дагеротипов и фотоснимков в семейных альбомах. Интернет разбухает в основном за счёт фотографий. Уже и газеты стремятся к полноценной многоцветной печати. Реклама всё более активным образом эксплуатирует натуралистичные изображения, на которых обворожительно струится родниковая вода, пушится ворсинками после чудо-стирки свитер, влажным блеском отливает полированный кузов авто представительского класса. Современный человек оказывается под прессом визуальной агрессии. Можно утверждать, что в этой ситуации живописный пейзаж становится своеобразным заказником в море изобразительной продукции, свободным от пошлости, сохраняющим понимание непреложного факта – гармония существует в мире!

Если ранее, в эпохи больших стилей средоточием базовых эстетических представлений выступала архитектура, то сейчас в определенной степени пейзаж взял на себя эти функции, обретая и другие, свойственные хранителю фундаментальных признаков художественной эпохи. Так, пейзаж, в отличие от других жанров, лишен иронии. Она находит свое место лишь в тех композициях, которые включают бытовые сценки и фигуры людей, хотя бы в виде стаффажа. Сам же пейзажный образ сущностно связан с космогоническими представлениями и уже потому ориентирован на верхние регистры жизненного смысла. Туда же направляет зрительское сознание степень совершенства исполнения. Есть  уровень, связанный с формальным качеством работ, который способен любой мотив и сюжет вывести на новую степень переживания. Не просто радуя глаз, но открывая глубинное содержание всех предметов и их отношений. Совершенством воплощенной вещи вырывая её из вещного мира. И это без закодированной или нарочитой символики.

Возможно, поэтому этот жанр стал последним и самым надежным оплотом реалистического искусства, стремящегося к изложению сложных идей ясным языком. Особое внимание к нему живописцев породило не просто выделение наиболее часто встречающихся мотивов, но, по сути, их канонизацию совместно с базовыми принципами композиции. На выставке это заметно по тем образным и пластическим связям, что протянулись от полотен старейших из представленных художников А.К.Саврасова, А.П.Куинджи, В.Н. Бакшеева, В.К. Бялыницкого-Бирули, С.Ю. Жуковского, П.И. Петровичева, Л.В. Туржанского к работам наших современников, своим языком рассказывающих о неизменно привлекательных для русского сознания явлениях. О смелом сопоставлении произведений разных десятилетий, даже разных эпох в экспозиции уже написано и сказано немало. Следует добавить лишь одно – безграничные возможности реалистической традиции обозначались здесь вполне наглядно тем, как эволюционировала живопись. Поставленный глаз достаточно уверенно выделяет холсты, исполненные в различные периоды развития отечественного искусства, и в этом выстраивается увлекательная драматургия выставки, предлагающая подготовленному посетителю читать знаки времени в пространстве художественной культуры.

Особость жанра определила почти религиозный характер пейзажного творчества – к слову, вполне очевидный для восточных художников –  проявившийся и в наличии «намоленных» мест, не только объективно совершенных, но одухотворенных именами работавших здесь мастеров. Таковы среднерусский приволжский простор Пластова, архангельщина Стожарова, ромадинский Север, забелинский Ростов Великий, «Академичка», связанная с таким количеством имён, что пришлось бы сейчас перечислить почти весь списочный состав выставки! Узнаваемость ландшафта открывает возможность сравнивать трактовку разных авторов в разные годы и наглядно иллюстрирует логику развития отечественного искусства, тем самым создавая дополнительные связи внутри  экспозиции.

Живые и непосредственные диалоги через десятилетия между произведениями предшественников и современников открывали неожиданные и неочевидные параллели. Сложное плетение живописной ткани и героизированный характер образа сближает разделённые большим временным интервалом холсты К.Ф. Богаевского и А.Н. Суховецкого. Но, например, и стилистический отличные работы В.Н. Страхова или В.В Щербакова дают согласную с ними ноту монументализированной торжественности.

Но, конечно, подобными эстетическими аллюзиями не исчерпывается впечатление от выставки. Пронизанность токами веры выводит художников на уровень откровения. И восхищённый зритель видит в работах аналитика Н.П. Крымова не «поверку алгеброй гармонии», но пронзительное переживание красоты мира, что нашло отражение и в работах его учеников и последователей Ф.П. Глебова и Ю.П. Кугача. Светоносные холсты В.Г. Цыплакова раскрываются необычайным сгущением цвета в притенённых местах. Восхищение в первоначальном, исходном смысле слова как восхождение над обыденностью – вот главная тема выставки, которая решается по-разному: то как эпос у В.М. Сидорова, то как ожившая сказка у В.Н. Телина, то как воплощённое видение былого у Ю.А Грищенко, то как материализующаяся духовная сущность жизни у М.Г. Абакумова. Или же так, как в холстах безвременно ушедшего Н.П. Федосова, пожалуй, наиболее концентрировано и наглядно представившего всему миру способность русской души воспринимать и откликаться цельно, в равной мере на гармоничную от природы совершенную форму и скрытый от поверхностного взгляда смысл явлений.  Во истину – «Дары различны, но Дух один и тот же»! (1 Кор 12:4)

Единство разнообразия, «цветущая сложность» – по выражению выдающегося мыслителя К.Н. Леонтьева, отличают эту замечательную выставку. Отражающую путь русской живописи за полтора века, но и предельно современную, рождающую мысли о вечном предназначении искусства и о специфике рынка, о преемственности поколений  и о путях будущего неостановимого движения отечественного искусства.

Виктор Калашников, кандидат искусствоведения

Права на материал принадлежат Галерее АРТ ПРИМА. Перепечатка возможна только с обязательной ссылкой на источник.

Беседы об искусстве
Прямая речь реалистической образности. А.А.Юферова
Серебряный свет севера. А.А.Юферова
«Странствие странствий» Игоря Орлова. А.А. Юферова
Романтический мастер. Владимир Никитович Телин. А.А.Юферова
Автобиография. Алексей Александрович Жабский
"Красный карандаш". Алексей Александрович Жабский. 20.11.93.
"Отечество".Журнал "Художник".№1.2008
О роли куратора в современном художественном процессе. "Московский художник". 09 - 10.2008.
Гений русского века. "Мир живописи". С. А. Гавриляченко. 10 -11.2008.
А.А.Пластов. К 115-летию со дня рождения. Т.Пластова
«Однажды увиденное…» (о творчестве Игоря Орлова). Л.В. Цыплакова
Опасно быть романтичным. Артем Сериков
Чувство родства с миром (о творчестве Валерия Страхова). Виктор Калашников
Сложность очевидного (о творчестве Михаила Абакумова). Виктор Калашников
Мерцание солнца, вспышки радуги (о творчестве Геннадия Пасько). Виктор Калашников
«Прекрасное должно быть величаво…» (о творчестве Алексея Суховецкого). Гавриляченко С.А.
Время и убеждения (о творчестве Владимира Щербакова). С.А. Гавриляченко
Поэзия живописи (о творчестве Никиты Федосова). С.А. Гавриляченко
Путь художника (Памяти В.В.Щербакова). Л.В. Цыплакова
Искусство надувает пузыри. BusinessWeek Россия
Русское растет в цене. RBC daily
Выставка «Романтики реализма» в Центральном доме художника
Романтики реализма. Александр Цыплаков, Людмила Цыплакова, Анастасия Цыплакова
Откровение в красках (о творчестве Вячеслава Забелина). С.А. Гавриляченко
Сокровенная живопись (о творчестве Владимира Телина). С.А. Гавриляченко
Постигая простор (о творчестве Сергея Гавриляченко). Виктор Калашников
Мечта о совершенстве (о творчестве Юрия Грищенко). С.А. Гавриляченко
Россия в непогоду (о творчестве Николая Зайцева). С.А. Гавриляченко
Созвучье полное природы (о творчестве Игоря Орлова). Чинякова Галина Павловна
Смиренная красота (о творчестве Валерия Полотнова). С.А. Гавриляченко
Творческое ясновидение (о творчестве Александра Цыплакова). Л.В. Цыплакова
Живопись в интерьере. Анастасия Цыплакова
Московский городской пейзаж. А.В. Цыплаков
Возвращение на Родину. Л.В. Цыплакова
Н. П. Крымов о живописи
Виктор Чулович. Ефрем Зверьков
Аркадий Пластов. Православные истоки творчества. Татьяна Пластова
Ефрем Зверьков: "Люблю тверскую природу". Михаил Домашнев
Песня о земле (интервью с Валерием Полотновым).Владимир Чередник
Картины, свалившиеся с полки (о творчестве Николая Ромадина). Михаил Ромадин
Игорь Орлов: Мечтаю о гармонии и страшусь ее потерять...Евграф Кончин
Искусство светлое, ясное? Подлинное! (о творчестве Никиты Федосова). Леонид Голованов
Такой пейзаж из космоса не увидишь (о творчестве Геннадия Пасько). Павлючик Леонид
Поэзия русского пейзажа (о творчестве Ефрема Зверькова). Анна Сопоцинская
Живопись Ирины Старженецкой. А. Борисов
Живопись, которая звучит (о творчестве Геннадия Дарьина). Анатолий Грешневиков
Пейзаж как национальное достояние (интервью с Михаилом Абакумовым). Лариса Гречина
Романтика Реализма (о творчестве Георгия Лемана). М. Спиридонова
Московская школа живописи. Н.А.Дубровина
И ум, и чувство (о творчестве Алексея Суховецкого). Виктор Калашников
Художник Михаил Абакумов. Все грани цветного мира. Виктор Калашников
По законам красоты (о творчестве Алексея Суховецкого). С.А. Гавриляченко
О творчестве Валерия Страхова. Анастасия Цыплакова
Владимир Щербаков. Художник и время. С.А.Гавриляченко
Знаки времени в пространстве культуры. Виктор Калашников

Пишите нам: [email protected]

© Права защищены. 2006 г.
Галерея «Арт Прима».