Главная
/
Беседы об искусстве
/ Живопись, которая звучит (о творчестве Геннадия Дарьина). Анатолий Грешневиков
Живопись, которая звучит (о творчестве Геннадия Дарьина). Анатолий Грешневиков
Геннадий Александрович Дарьин – один из крупнейших художников России, мастер живописи, десятки лет, неустанно прославляющий Ярославский край на многочисленных выставках в разных частях страны.
Его творчество дорого мне, прежде всего потому, что оно посвящено природе средней полосы России. Здесь, в тихих древнерусских уголках деревенской жизни, прошло детство и художника, и мое. Любовь к деревне, ее поэтический прелести, несомненно, была воспитана в художнике с детства. Потому в незатейливых мотивах заросшего пруда, соснового леса или заливных лугов художник умело постигает удивительный и загадочный мир природы, а потом дает людям почувствовать в красках музыкальное звучание пейзажа.
Благодаря творчеству Г.А. Дарьина, отчетливо понимаешь, что пейзажам родного Ярославского края свойственна особая лиричность. Выразить ее на холсте в состоянии лишь любящее сердце. Художник рождается только из любви к Родине. Без любви к Родине вряд ли оно сможет когда-нибудь помочь им обрести чувство красоты, гармонии, мира. Можно обклеить и обвешать всю комнату картинами с изображением черных квадратов и оранжевых треугольников, но все равно из этого уважения к авангардному искусству в душе человека не родится ни одно доброе, светлое и патриотическое чувство. Душа заполнится лишь черным квадратом.
Художнику Дарьину, прошедшему ужасы войны, известно, что в жизни существует злая, разрушительная красота, согласно ее законам – искусство не обязано служить человеку. Такое авангардистское искусство лишает человека чувственности, любви, созерцательности, созидания. Творчество заслуженного художника России Г.А. Дарьина пронизано созидательной красотой – красотой добра, света, любви.
Подлинное предназначение художника хорошо понимал писатель Федор Абрамов. Он говорил, что задача искусства – будить в человеке человека. Проще сказать, у художника предназначение извечное – заполнять душу человека истинным светом добра, веры и любви. Только красоте дано возвысить душу. И художник-реалист это знает. Как прекрасно знает и понимает это сам Геннадий Александрович Дарьин – давний и верный служитель красоты. Он верен той великой школе русского реалистического искусства, которая родила мастеров живописи Шишкина, Репина, Васнецова, Пластова и которая всю его творческую жизнь была ему маяком, религией.
Может, потому все содержание творчества Геннадия Александровича Дарьина можно определить одним словом – Родина.
Благодаря этой школе, Дарьин знает, что истинный художник не повторяется. У каждого свое мироощущение, своя система образов, своя данность, заключенная в формы гармонической целостности. Все это он ценит в творчестве друзей-художников, а они, в свою очередь, - в его творчестве. Конечно, такое взаимообогащающее сотрудничество помогло умудренному опытом, могучему и спокойному Геннадию Александровичу Дарьину добиться высочайшего мастерства. Ему подарила судьба и многих настоящих друзей-художников. В свое время известный художник Владимир Стожаров, восхищаясь венными подвигами и гордясь орденами своего друга, удивляясь его недюжинной воле и тяге к искусству, особо отмечал главные человеческие качества Дарьина – скромность, бесхитростность, прямодушный характер. А народный художник России Вячеслав Стекольщиков вспоминал при случае высокий профессионализм Дарьина, говорил о том, что тот не случайно учился под руководством великого Иогансона в легендарной репинской Академии – закончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина Академии художеств СССР.
Нет, не зря именитые художники называют Дарьина художником от Бога.
Он, как и художник-передвижник, до сих пор (в свои восемьдесят лет) верен традиции русского реалистического искусства – рисует неповторимый образ русской природы, рисует, чтобы однажды и человек, увидевший его полотна, мог соприкоснуться с этой красотой и вечностью. Значительных творческих высот художник как раз и достиг в наиболее сложном жанре – пейзаже.
Продолжая традиции русских живописцев-реалистов, он вглядывается в неброскую, чрезвычайно скромную жизнь деревенской природы глазами человека, влюбленного в нее. Он стремится запечатлеть на холсте поэзию простоты: и баньку из темных бревен, и черемуху, умытую майским дождем, и лукошко с рассыпанной клюквой. Умело избегает фотографичности. В пейзаж он вкладывает свое настроение. И сколько надо прожить и повидать, сколько раз надо примечать эту старенькую баньку с таинственно темным окном и эти предметы крестьянского обихода, наблюдать за ними, чтобы научиться понимать их ненавязчивую, а порой и безыскусную прелесть, а затем суметь подчеркнуть в картинах скромное очарование и поэзию русской деревни. А ведь найти образ подлинной одухотворенной красоты в живой природе – непросто. Удивительно и то, что, глядя на многочисленные картины с деревенскими северными избами, легко представить себе людей, живущих в них, их образ жизни, характеры.
Дарьин всю творческую жизнь исповедовал то, что утверждал художник А.А. Пластов: «Надо, чтобы человек непреходящую красоты мира чувствовал ежечасно, ежеминутно. И когда поймет он эту удивительность, громоподобность бытия – на все его тогда хватит: и на подвиг в работе, и на защиту Отечества, на любовь к детям, к человечеству всему. Вот для этого и существует живопись».
Сегодня можно смело сказать, что искусство Дарьина существует как раз для этого.
Картины художника завораживают. Не только в значительных полотнах, но и в этюдах и набросках проступает необычный край. Тихая грусть и сдержанная радость деревенских изб и банек, едва заметных речушек и прудов вдруг захлестывает таким буйством красок, такой энергией бегущих волн реки Волги, что порой кажется – краски хлынут с холста. Картины притягивают уходящей в глубину вечности божественной красотой. Гармонию, одухотворенность и величие сменяющих друг друга времен года невозможно постичь умом. Лишь интуитивно, доверяясь далеким воспоминаниям, проникаешь в чудесный мир красоты и гармонии. В этот момент работает душа человека, она вспоминает детство. А в детстве все было так красиво и сказочно!
Каждой своей новой картиной художник дарит нам счастье прикоснуться к тому, что так дорого нашим сердцам. Соразмерность и гармоничность – именно эти свойства окружающего мира старается передать в своих картинах Дарьин. Всматриваясь в его полотна, пронизанные радостным, искренним чувством полноты жизни, сразу узнаешь неповторимый, авторский почерк.
Художественная манера Геннадия Александровича сильна самобытностью, своеобразием, подкупает легкостью и выразительностью. Тонко чувствуя природу, автор намеренно стремится к предельной выразительности и ясности реалистического языка. У каждого созданного им пейзажа есть свое поэтическое настроение, своя тайна. Каждая деталь на картине выписана так, что выглядит живой, вобравшей любовь и тепло души автора и передающей неповторимое чувство художественной искренности.
Он любит писать волжские пейзажи. В них – все та же дарьинская любовь к сельской природе, к родной земле, понимание ее красоты. Не красивости, а красоты в возвышенном, духовном значении.
Для пейзажных полотен Дарьина характерны спокойная цветовая гамма, плавность рисунка, непритязательность сюжета, поражает еще и гармония цвета, легкость тона и ритмика построения композиции. Он открывает для себя, а значит и для нас, зрителей, безоблачной глубины небо, пронзительной прозрачности воздух, чистоту речных вод.
Сегодня, в наступивший век экологического апокалипсиса, как никогда повышается значение работы художника-пейзажиста, миссии художника-творца. Человек сможет уберечь от бед и катастроф планету, когда проникнется ко всему любовью, когда избежит искусов авангардизма изображать и мерить красоту жизни черным квадратом. И кому, как не художнику, пробуждать эту искреннюю любовь к Божьему миру.
Анатолий Грешневиков
|