English
«Манер в живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту» (Саврасов А.К.)
Конец XIX - начало XX века
XX век
Конец XX - начало XXI века
О галерее
Коллекция
Художники
Новости
Выставки
Кинопроекты
Книги и альбомы
О нас пишут
Беседы об искусстве
Контакты
Наши друзья

Главная / Беседы об искусстве / Живопись, которая звучит (о творчестве Геннадия Дарьина). Анатолий Грешневиков

Живопись, которая звучит (о творчестве Геннадия Дарьина). Анатолий Грешневиков

Геннадий Александрович Дарьин – один из крупнейших художников России, мастер живописи, десятки лет, неустанно прославляющий Ярославский край на многочисленных выставках в разных частях страны.

Его творчество дорого мне, прежде всего потому, что оно посвящено природе средней полосы России. Здесь, в тихих древнерусских уголках деревенской жизни, прошло детство и художника, и мое. Любовь к деревне, ее поэтический прелести, несомненно, была воспитана в художнике с детства. Потому в незатейливых мотивах заросшего пруда, соснового леса или заливных лугов художник умело постигает удивительный и загадочный мир природы, а потом дает людям почувствовать в красках музыкальное звучание пейзажа.

Благодаря творчеству Г.А. Дарьина, отчетливо понимаешь, что пейзажам родного Ярославского края свойственна особая лиричность. Выразить ее на холсте в состоянии лишь любящее сердце. Художник рождается только из любви к Родине. Без любви к Родине вряд ли оно сможет когда-нибудь помочь им обрести чувство красоты, гармонии, мира. Можно обклеить и обвешать всю комнату картинами с изображением черных квадратов и оранжевых треугольников, но все равно из этого уважения к авангардному искусству в душе человека не родится ни одно доброе, светлое и патриотическое чувство. Душа заполнится лишь черным квадратом.

Художнику Дарьину, прошедшему ужасы войны, известно, что в жизни существует злая, разрушительная красота, согласно ее законам – искусство не обязано служить человеку. Такое авангардистское искусство лишает человека чувственности, любви, созерцательности, созидания. Творчество заслуженного художника России Г.А. Дарьина пронизано созидательной красотой – красотой добра, света, любви.

Подлинное предназначение художника хорошо понимал писатель Федор Абрамов. Он говорил, что задача искусства – будить в человеке человека. Проще сказать, у художника предназначение извечное – заполнять душу человека истинным светом добра, веры и любви. Только красоте дано возвысить душу. И художник-реалист это знает. Как прекрасно знает и понимает это сам Геннадий Александрович Дарьин – давний и верный служитель красоты. Он верен той великой школе русского реалистического искусства, которая родила мастеров живописи Шишкина, Репина, Васнецова, Пластова и которая всю его творческую жизнь была ему маяком, религией.

Может, потому все содержание творчества Геннадия Александровича Дарьина можно определить одним словом – Родина.

Благодаря этой школе, Дарьин знает, что истинный художник не повторяется. У каждого свое мироощущение, своя система образов, своя данность, заключенная в формы гармонической целостности. Все это он ценит в творчестве друзей-художников, а они, в свою очередь, - в его творчестве. Конечно, такое взаимообогащающее сотрудничество помогло умудренному опытом, могучему и спокойному Геннадию Александровичу Дарьину добиться высочайшего мастерства. Ему подарила судьба и многих настоящих друзей-художников. В свое время известный художник Владимир Стожаров, восхищаясь венными подвигами и гордясь орденами своего друга, удивляясь его недюжинной воле и тяге к искусству, особо отмечал главные человеческие качества Дарьина – скромность, бесхитростность, прямодушный характер. А народный художник России Вячеслав Стекольщиков вспоминал при случае высокий профессионализм Дарьина, говорил о том, что тот не случайно учился под руководством великого Иогансона в легендарной репинской Академии – закончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина Академии художеств СССР.

Нет, не зря именитые художники называют Дарьина художником от Бога.

Он, как и художник-передвижник, до сих пор (в свои восемьдесят лет) верен традиции русского реалистического искусства – рисует неповторимый образ русской природы, рисует, чтобы однажды и человек, увидевший его полотна, мог соприкоснуться с этой красотой и вечностью. Значительных творческих высот художник как раз и достиг в наиболее сложном жанре – пейзаже.

Продолжая традиции русских живописцев-реалистов, он вглядывается в неброскую, чрезвычайно скромную жизнь деревенской природы глазами человека, влюбленного в нее. Он стремится запечатлеть на холсте поэзию простоты: и баньку из темных бревен, и черемуху, умытую майским дождем, и лукошко с рассыпанной клюквой. Умело избегает фотографичности. В пейзаж он вкладывает свое настроение. И сколько надо прожить и повидать, сколько раз надо примечать эту старенькую баньку с таинственно темным окном и эти предметы крестьянского обихода, наблюдать за ними, чтобы научиться понимать их ненавязчивую, а порой и безыскусную прелесть, а затем суметь подчеркнуть в картинах скромное очарование и поэзию русской деревни. А ведь найти образ подлинной одухотворенной красоты в живой природе – непросто. Удивительно и то, что, глядя на многочисленные картины с деревенскими северными избами, легко представить себе людей, живущих в них, их образ жизни, характеры.

Дарьин всю творческую жизнь исповедовал то, что утверждал художник А.А. Пластов: «Надо, чтобы человек непреходящую красоты мира чувствовал ежечасно, ежеминутно. И когда поймет он эту удивительность, громоподобность бытия – на все его тогда хватит: и на подвиг в работе, и на защиту Отечества, на любовь к детям, к человечеству всему. Вот для этого и существует живопись».

Сегодня можно смело сказать, что искусство Дарьина существует как раз для этого.

Картины художника завораживают. Не только в значительных полотнах, но и в этюдах и набросках проступает необычный край. Тихая грусть и сдержанная радость деревенских изб и банек, едва заметных речушек и прудов вдруг захлестывает таким буйством красок, такой энергией бегущих волн реки Волги, что порой кажется – краски хлынут с холста. Картины притягивают уходящей в глубину вечности божественной красотой. Гармонию, одухотворенность и величие сменяющих друг друга времен года невозможно постичь умом. Лишь интуитивно, доверяясь далеким воспоминаниям, проникаешь в чудесный мир красоты и гармонии. В этот момент работает душа человека, она вспоминает детство. А в детстве все было так красиво и сказочно!

Каждой своей новой картиной художник дарит нам счастье прикоснуться к тому, что так дорого нашим сердцам. Соразмерность и гармоничность – именно эти свойства окружающего мира старается передать в своих картинах Дарьин. Всматриваясь в его полотна, пронизанные радостным, искренним чувством полноты жизни, сразу узнаешь неповторимый, авторский почерк.

Художественная манера Геннадия Александровича сильна самобытностью, своеобразием, подкупает легкостью и выразительностью. Тонко чувствуя природу, автор намеренно стремится к предельной выразительности и ясности реалистического языка. У каждого созданного им пейзажа есть свое поэтическое настроение, своя тайна. Каждая деталь на картине выписана так, что выглядит живой, вобравшей любовь и тепло души автора и передающей неповторимое чувство художественной искренности.

Он любит писать волжские пейзажи. В них – все та же дарьинская любовь к сельской природе, к родной земле, понимание ее красоты. Не красивости, а красоты в возвышенном, духовном значении.

Для пейзажных полотен Дарьина характерны спокойная цветовая гамма, плавность рисунка, непритязательность сюжета, поражает еще и гармония цвета, легкость тона и ритмика построения композиции. Он открывает для себя, а значит и для нас, зрителей, безоблачной глубины небо, пронзительной прозрачности воздух, чистоту речных вод.

Сегодня, в наступивший век экологического апокалипсиса, как никогда повышается значение работы художника-пейзажиста, миссии художника-творца. Человек сможет уберечь от бед и катастроф планету, когда проникнется ко всему любовью, когда избежит искусов авангардизма изображать и мерить красоту жизни черным квадратом. И кому, как не художнику, пробуждать эту искреннюю любовь к Божьему миру.

Анатолий Грешневиков

Беседы об искусстве
Романтики реализма в Санкт-Петербурге и Вологде.Людмила Цыплакова. Газета "Новости МСХ".№6. 2009
Когда приходит гармония. Виктор Калашников
Художник Алексей Жабский. В.К.Стекольщиков. "Мир живописи".№3-4.2009
Прямая речь реалистической образности. А.А.Юферова
Серебряный свет севера. А.А.Юферова
«Странствие странствий» Игоря Орлова. А.А. Юферова
Романтический мастер. Владимир Никитович Телин. А.А.Юферова
Автобиография. Алексей Александрович Жабский
"Красный карандаш". Алексей Александрович Жабский. 20.11.93.
"Отечество".Журнал "Художник".№1.2008
О роли куратора в современном художественном процессе. "Московский художник". 09 - 10.2008.
Гений русского века. "Мир живописи". С. А. Гавриляченко. 10 -11.2008.
А.А.Пластов. К 115-летию со дня рождения. Т.Пластова
«Однажды увиденное…» (о творчестве Игоря Орлова). Л.В. Цыплакова
Опасно быть романтичным. Артем Сериков
Чувство родства с миром (о творчестве Валерия Страхова). Виктор Калашников
Сложность очевидного (о творчестве Михаила Абакумова). Виктор Калашников
Мерцание солнца,вспышки радуги (о творчестве Геннадия Пасько). В.Калашников."Мир живописи".№3-4.09
«Прекрасное должно быть величаво…» (о творчестве Алексея Суховецкого). Гавриляченко С.А.
Время и убеждения (о творчестве Владимира Щербакова). С.А. Гавриляченко
Поэзия живописи (о творчестве Никиты Федосова). С.А. Гавриляченко
Путь художника (Памяти В.В.Щербакова). Л.В. Цыплакова
Искусство надувает пузыри. BusinessWeek Россия
Русское растет в цене. RBC daily
Выставка «Романтики реализма» в Центральном доме художника
Романтики реализма. Александр Цыплаков, Людмила Цыплакова, Анастасия Цыплакова
Откровение в красках (о творчестве Вячеслава Забелина). С.А. Гавриляченко
Сокровенная живопись (о творчестве Владимира Телина). С.А. Гавриляченко
Постигая простор (о творчестве Сергея Гавриляченко). Виктор Калашников
Мечта о совершенстве (о творчестве Юрия Грищенко). С.А. Гавриляченко
Россия в непогоду (о творчестве Николая Зайцева). С.А. Гавриляченко
Созвучье полное природы (о творчестве Игоря Орлова). Чинякова Галина Павловна
Смиренная красота (о творчестве Валерия Полотнова). С.А. Гавриляченко
Творческое ясновидение (о творчестве Александра Цыплакова). Л.В. Цыплакова
Живопись в интерьере. Анастасия Цыплакова
Московский городской пейзаж. А.В. Цыплаков
Возвращение на Родину. Л.В. Цыплакова
Н. П. Крымов о живописи
Виктор Чулович. Ефрем Зверьков
Аркадий Пластов. Православные истоки творчества. Татьяна Пластова
Ефрем Зверьков: "Люблю тверскую природу". Михаил Домашнев
Песня о земле (интервью с Валерием Полотновым).Владимир Чередник
Картины, свалившиеся с полки (о творчестве Николая Ромадина). Михаил Ромадин
Игорь Орлов: Мечтаю о гармонии и страшусь ее потерять...Евграф Кончин
Искусство светлое, ясное? Подлинное! (о творчестве Никиты Федосова). Леонид Голованов
Такой пейзаж из космоса не увидишь (о творчестве Геннадия Пасько). Павлючик Леонид
Поэзия русского пейзажа (о творчестве Ефрема Зверькова). Анна Сопоцинская
Живопись Ирины Старженецкой. А. Борисов
Живопись, которая звучит (о творчестве Геннадия Дарьина). Анатолий Грешневиков
Пейзаж как национальное достояние (интервью с Михаилом Абакумовым). Лариса Гречина
Романтика Реализма (о творчестве Георгия Лемана). М. Спиридонова
Московская школа живописи. Н.А.Дубровина
И ум, и чувство (о творчестве Алексея Суховецкого). Виктор Калашников
Художник Михаил Абакумов. Все грани цветного мира. Виктор Калашников
По законам красоты (о творчестве Алексея Суховецкого). С.А. Гавриляченко
О творчестве Валерия Страхова. Анастасия Цыплакова
Владимир Щербаков. Художник и время. С.А.Гавриляченко
Знаки времени в пространстве культуры. Виктор Калашников

Пишите нам: [email protected]

© Права защищены. 2006 г.
Галерея «Арт Прима».